Музей
Выставки
Коллекции
События
Научная работа
Музей-детям
Информация
Санкт-Петербург, Университетская наб., 17
Тел.:  (812)323-3578, (812) 323-6496 
 
 
Архитектура
Живопись
Скульптура
Графика









Группа ВКонтакте

Группа FaceBook

Youtube

Instagram

Twitter



Подписка на рассылку:


Графика


  Музей Академии художеств обладает одним из крупнейших в России собранием академического учебного рисунка XVIII-XX вв. Его основу составляют штудии, выполненные воспитанниками и выпускниками Академии с гипсовых слепков и с натуры, копии с выдающихся произведений изобразительного искусства и вполне самостоятельные композиции. На примере этой уникальной коллекции возможно подробно проследить пути развития отечественной художественной школы со времени основания Академии в середине XVIII века и до наших дней. Свидетельством постоянной востребованности такого рода материала служит регулярное участие экспонатов фонда рисунка в многочисленных выставках как в России, так и за рубежом.
  Но значимость коллекции учебного рисунка отнюдь не исчерпывается ее методическими достоинствами, поскольку ряд входящих в нее произведений, несомненно, имеет самостоятельную художественную ценность. В первую очередь здесь следует назвать пенсионерские работы основателя академической художественной школы А.П.Лосенко и одного из первых профессоров Академии П.И.Соколова, выполненные ими уже после окончания учебы во время стажировки за границей. Эти листы, наряду с их мастерскими эскизами и этюдами, были куплены Академией у родственников художников еще в конце XVIII века. Штудии с антиков и с натуры, копии росписей эпохи Возрождения и барокко не только отличаются высочайшим профессионализмом, но, кажется, впитали в себя сам воздух города Рима – этого уникального кладезя многовекового культурного наследия человечества.
В собрании рисунка хранятся и натурные штудии выдающихся русских художников первой половины XIX века – профессоров Академии К.П.Брюллова, О.А.Кипренского, А.И.Иванова, А.Е.Егорова, В.К.Шебуева, Ф.А.Бруни. Среди них – этюд к знаменитому «Гению искусств» Брюллова, «Группа из двух натурщиков» Бруни, принесшая тринадцатилетнему автору высокую награду - серебряную медаль, и «Натурщик со спины» Егорова, который безоговорочно признается одним из лучших рисунков за всю историю существования Академии.
Широко представлен в коллекции музея учебный рисунок второй половины XIX века – среди работ, многие из которых были оставлены в Академии в качестве образцов, имеются рисунки известных впоследствии художников и педагогов П.П.Чистякова, В.Е.Савинского, Н.С.Самокиша, К.Е.Маковского, Ф.А.Малявина, Б.Д.Григорьева, Ш.Л.Абугова.
Натурные штудии учеников и пенсионеров Академии начала XX века нередко являют собой пример удачного сочетания академических традиций с лучшими достижениями европейских художественных школ – таковы этюды углем, выполненные Д.Н.Кардовским в школе А.Ашбе в Мюнхене и великолепные сангины В.И.Шухаева и А.Е.Яковлева – выпускников мастерской Кардовского в Высшем художественном училище при АХ. 
    Однако собрание рисунка далеко не исчерпывается только учебными работами. В большую и разнообразную портретную галерею музея входят акварели П.Ф.Соколова и К.Гампельна, И.Н.Крамского, В.Е.Савинского и А.П.Остроумовой-Лебедевой, силуэты Е.С.Кругликовой. В Академии издавна практиковалось собирательство изображений ее видных деятелей и лучших педагогов, обычно выполненных также непосредственно связанными с Академией художниками, эта коллекция постепенно пополнялась портретами учеников и выпускников. Среди них – произведения И.Е.Репина (в том числе и портрет президента АХ Великой княгини Марии Павловны), динамичные карандашные наброски, сделанные К.А.Сомовым с соучеников по мастерской И.Е.Репина, и его собственный пастельный портрет кисти его близкой приятельницы и тоже ученицы Репина Е.Н.Званцевой, салонный «Портрет архитектора М.И.Рославлева» работы С.А.Сорина, малоизвестные изображения И.Е.Репина и М.А.Врубеля в бытность их учениками Академии и многое другое.
  Музей обладает неплохой коллекцией карандашных рисунков знаменитых русских пейзажистов второй половины XIX века - Ф.А.Васильева и И.И.Шишкина – их работы специально приобретались Академией в качестве образцов для пейзажного класса. В стиле национального историзма выполнен гуашью очаровательный городской пейзаж А.П.Рябушкина «Зимнее утро». В этой же технике еще на рубеже XVIII-XIX вв. академиком пейзажной живописи Г.Е.Новиковым были сделаны шесть копий с картин Сем.Ф.Щедрина - виды Петербурга и его пригородов с их замечательными памятниками архитектуры. Эти листы, возможно, в свое время предназначавшиеся для поднесения высокопоставленным особам, по сути дела являются вполне самостоятельными произведениями, сочетающими красочный колорит с романтической трактовкой художественного образа.
 Важное место в собрании рисунка занимают произведения, выполненные русскими художниками во время путешествий по России и всему миру. Уникальное художественно-этнографическое значение имеют акварели М.Т.Тиханова, созданные им во время кругосветной экспедиции на шлюпе «Камчатка» под командованием В.М.Головнина в 1817-1819 гг. Скорее исторический интерес представляют карандашные наброски братьев Г.Г. и Н.Г. Чернецовых, исполненные в 1830-1860-е гг. во время поездок по России, Италии и Ближнему Востоку, и кавказские рисунки Г.Г.Гагарина, хотя и среди них попадаются весьма выразительные листы. Летопись Кавказской войны, жизни и быта кавказских народов разворачивается в акварелях и рисунках академика Ф.Ф.Горшельта, путешествовавшего по Кавказу в 1858-1863 гг. в качестве волонтера русской армии. 
   Театрально-декорационное искусство и книжная графика представлены в основном произведениями начала XX века – здесь выделяются работы Л.С.Бакста и И.Я.Билибина. Незабываемое впечатление оставляют выполненные В.М.Ходасевич в 1927 году в технике акварели, гуаши и аппликации красочные эскизы костюмов к комедии Плавта «Близнецы».
  С момента основания Академии ее художественное собрание целенаправленно пополнялось рисунками западно-европейских мастеров. Знакомство с их работами воспитывало у учащихся вкус и помогало овладению изобразительной грамотой. Первоклассные штудии с натурщиков и скульптуры Ш.Ж.Натуара, Ж.Жувене, Г.Ф.Шмидта копировались не одним поколением академистов. В 1767 году президент Академии И.И.Бецкой передал в подведомственное ему учреждение 31 альбом с большим количеством рисунков итальянских, немецких и французских художников XV – XVIII веков, среди работ неизвестных авторов встречаются листы с именами Я.Пальмы-старшего, Л.Камбиазо, А.Карраччи, Я.Амигони, П.Батони.
Музей обладает одной из самых значительных в мире коллекций рисунков Ж.Б.Греза, уступающей лишь собраниям Эрмитажа и Лувра. Она была куплена у автора Бецким и передана в Академию в 1769 году. В нее входят подготовительные этюды ко многим известным картинам художника – таким, как «Деревенская помолвка», «Паралитик, или плоды хорошего воспитания», «Возвращение пьяницы», «Отцовское проклятие». 
   Подлинную гордость музейного собрания представляют три работы А.Р.Менгса. Это подготовительные картоны к росписям виллы Альбани и Кабинета манускриптов Библиотеки Ватикана в Риме. В 1781 году они были переданы в Академию из Эрмитажа по приказанию Екатерины II и находились в рисовальных классах в качестве образцов.
 С именем этой императрицы связан и совершенно особый по значению экспонат – выполненная на пергаменте и украшенная великолепными миниатюрами рукопись первого устава Академии художеств 1764 года с собственноручной подписью Екатерины II. Она занимает почетное место в ряду реликвий, тесно связанных с историей Академии, таких как акварельный эскиз плафона Конференц-зала работы профессора В.К.Шебуева, вид натурного класса, зарисованный А.Г.Венециановым, эскизы праздничного оформления главного фасада здания Академии, выполненные М.А.Врубелем в бытность его учеником АХ, - реликвий, как правило, имеющих не только историческую, но и большую художественную ценность, как все, что выходило из стен Академии за 250 лет ее существования.






Оценка качества работы музея на сайте Министерства культуры РФ
Уважаемые посетители! Просим вас принять участи...
Противодействие коррупции
 Противодействие коррупции Из Федерального з...
Адреса
и карты проездов
филиалов




© 2008-2017 НИМРАХ. Дизайн - Петрова Е. Программирование - Станислав Якуббо - создание сайтов.

Цитирование и перепечатка материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя.