У музея открылся новый сайт - http://artsacademymuseum.org
 
Дорогие посетители, у нас новый сайт!

Вся новая информация по музею и филиалам будет размещаться на нем!

Переходите по ссылке - artsacademymuseum.org
 
 
Музей
Выставки
Коллекции
События
Научная работа
Музей-детям
Информация
Санкт-Петербург, Университетская наб., 17
Тел.:  (812)323-3578, (812) 323-6496 
 

Группа ВКонтакте

Группа FaceBook

Youtube

Instagram

Twitter




ГАЛИНА РОЖДЕСТВЕНСКАЯ


 В январе 2013 года в Доме-музее П.П.Чистякова прошла выставка, которая открыла немногочисленному избранному кругу посетителей творчество художника Галины Рождественской (1923-1997). Это, в общем-то, скромное событие неожиданно произвело, можно сказать, шоковое впечатление. Зрителям открылся мощный , яркий талант, какой-то поток художественного сознания, поглощавшего и переосмысливавшего жизнь, и вновь выдававшего ее уже в виде живописных произведений. Кажется странным и непонятным, почему художник такого уровня оставался неизвестным , и картины Галины Рождественской хранились только в ее семье.  Однако нет худа без добра – наследие Рождественской  представляет собой цельную коллекцию (около тысячи работ), находящуюся в  одних руках и доступную для исследователей.

Способных людей много, некоторые из них оканчивают художественные ВУЗы  и пополняют огромную армию ремесленников от искусства. Те из них, кто также имеют способности администратора, удачно торгуют своими произведениями. Другие завидуют и унывают, сетуя на тяжелую жизнь художника. Но на самом деле все эти люди могли бы выбрать другие профессии, и искусство этого не заметило бы.

 Художников мало. Это – особенные люди. Они являются проводниками Божественной гармонии. Как правило, качество их работ не зависит от школы и образования. Их отличительной особенностью является невозможность не рисовать. Они не стремятся продать или подарить свои произведения, выполнить заказ. Им даже бывает тяжело расстаться со своими работами, которые воспринимаются ими как родные дети. Именно так творила Галина Рождественская.

В ее жизни некоторые события произошли сравнительно поздно – например, замужество и рождение детей. Также поздно, только в сорок лет, уже подрастив сына и дочь, она начала писать. Как будто всю свою предыдущую жизнь накапливала эмоции, впечатления, делала вдох – а затем  - выдох – отдавала себя живописи. Начав, она уже никогда не останавливалась, писала везде, всегда и на любых подходящих материалах, будь то картон, бумага, газеты, плакаты… Важно было всегда иметь материал под рукой, а не готовить его долго и тщательно. Поэтому в наследии Г.Рождественской холстов мало, а больше спонтанно выбранного материала, годного , чтобы сразу выплеснуть захватившие художника чувства.

Как определить стиль Г.Рождественской? Она окончила Московский архитектурный институт и, безусловно, имела навык рисунка и живописи. В ее работах чувствуется солидная школа. Это особенно явно проявляется в изображениях обнаженной натуры. В рисунке она была естественна и свободна. Ее, действующего архитектора, не покидало чувство гармонии и пропорций. Таким образом, она могла творить со спокойной уверенностью профессионала, опираясь на свои знания и умения, но не замыкаясь в них. Ее предпочтения явно лежали в области постимпрессионизма и русского авангарда – что ж, выбор совсем не плох! Сезанн, строящий форму цветом, и Матисс  с его неожиданными цветовыми сочетаниями были значимы для нее, она часто вспоминала их в разговоре. Из русских художников наиболее близок творчеству Г.Рождественской  Аристарх Лентулов – звонкий, солнечный художник, певец Москвы и русской архитектуры. Живописное исследование мира велось Галиной Рождественской по направлениям Формы и Цвета, и она шла по пути, открытому Сезанном для всех художников последующих поколений, проживая в каждом новом произведении воплощение формы в цвете и темпераментно выражая свои ощущения на плоскости холста или бумаги. Сезанн, Матисс или Лентулов  - эти имена не были под запретом в СССР 1960-х – 1990-х гг, когда писала Г.Рождественская, но очень сложно было следовать за ними в те годы. Своей живописью Г.Рождественская поставила себя вне советской художественной жизни. В этом плане она была одинока, зато честна перед собой и свободна в творчестве. Основой живописи Г.Рождественской , безусловно, является цвет. Запечатлеть, выразить , передать то, что порой нужно просто увидеть, те драгоценные богатства цвета, которые дарит нам природа в закатах, рассветах, букетах – это стремление успеть «схватить» живописный кусок видно в каждой работе художницы. Жадность к цвету, пожалуй, главное качество ее искусства. В этом оно смыкается с московской школой живописи, к которой Г.Рождественская, собственно, и принадлежала. С традицией Куприна, Машкова и Кончаловского в густом замесе живописного теста. Г.Рождественская писала чистыми цветами, смешивая краски на холсте, а не на палитре. Ее работы ярки и энергичны по колориту, в них неизменно чувствуется восхищение художника радостью бытия, передаваемое именно цветом. Смысл живописи Г.Рождественской в том, чтобы поделиться со всеми, кто смотрит, восторгом жизни, разделить его с другими людьми. Да, если говорить о стиле, то творчество Г.Рождественской можно определить как следование традициям французского постимпрессионизма и московского авангардизма .

Каков был метод работы Г.Рождественской? Все ее работы композиционно очень точны, гармоничны, собирают внимание зрителя. За наплывами цвета ощущается четкая и ясная конструкция, всегда устойчивая и логичная.   Анализируя ее живопись, можно сказать, что она работала спонтанно, а-ля примо. Темной краской очерчивала основные композиционные контуры, выявляя главное – например, лицо и фигуру человека на портрете. Затем плотно «набивала» контур цветом, яркими  пятнами разных цветов, таким образом насыщая форму объемом. Писала широкими пастозными мазками «по форме». Любимая техника – темпера. В поздние годы художница писала сидя, положив работу перед собой на пол или на землю.

 Основными жанрами, в которых работала Галина Рождественская, были пейзаж, портрет и натюрморт. В советские годы обращение именно к этим жанрам говорило о тихом сопротивлении режиму, о принципиальном нежелании писать неправдивые произведения «социалистического реализма», которые тысячами плодили другие художники. В то время о гражданской позиции художника можно было судить по тому, что он дал на выставку. Правда, Г.Рождественская в выставках не участвовала, ее работы оставались неизвестными современникам.

В пейзаже Г.Рождественскую интересовала архитектура – все-таки ведь она была профессиональным архитектором! Как правило, в ее пейзажах присутствуют здания – производственные корпуса, новостройки, деревенские избы или церкви.  Пейзажей с церквями очень много, около 100 работ, это целое направление в творчестве  Галины Рождественской.  Происходя из семьи священников и имея благозвучную фамилию, типичную для лиц духовного звания,  Галина Алексеевна не была воцерковленным человеком и , по свидетельству родных, никак не проявляла религиозности, не была верующей. Но ее картины говорят об обратном. В основном Г.Рождественская изображала православные храмы, древнерусскую архитектуру. Иногда церковь в столпе света, как бы окруженную свечением Благодати, иногда поруганные храмы без крестов, с покосившимися колокольнями. Во всех пейзажах с церквями видна работа с натурой, поиск места, с которого наиболее раскрывается образ храма, захватывается панорама. В поле зрения художника попадают современные детали: мимо церкви идет трамвай, недалеко расположились торговые ларьки, женщина кормит голубей. Эти детали подчеркивают современность пейзажей, желание художника написать не образ церкви, а ее нынешнее состояние. Пейзажи с церквями Г.Рождественской – словно пересчет культурных ценностей России, ее духовного и архитектурного достояния. Все они радостные, теплые по колориту, передают приподнятое отношение художника к изображаемым объектам. В меньшей степени встречаются в пейзажах Г.Рождественской древние армянские храмы, католические и протестантские  соборы – впечатления от путешествий по СССР. Любование природой, интерес к смене сезонов, погоды и времени суток заставляют художника бесконечно подмечать нюансы колорита и писать, писать взахлеб пейзажи – большие, панорамные, и маленькие, камерные. Это пейзажи русских городов и деревень, окрестностей Москвы , виды Армении и любимого Крыма. Не всегда, но часто Г.Рождественская выбирала точку зрения сверху, с горки, из окна – чтобы больше был охват впечатлений и шире панорама. От этого ее пейзажи приобрели эпичность, оставляют ощущение собирательного образа русской земли. По цвету все пейзажи мажорные, радостные, даже если на них изображена ночь или зима. Г.Рождественская и тогда находила яркий цветовой акцент, вносивший веселую ноту в печальный мотив. На фоне этого буйства красок выделяются безжизненные  пейзажи Кремля, написанные черной и коричневой краской, трагичные по настроению. Очевидно, для художника Кремль был символом зла. Как всегда, Г.Рождественская выражает свое отношение с помощью цвета. Коричневый переходит в бурый, как запекшаяся кровь. Пейзажи словно запачканы этой кровью. Грустно и смешно  читать этикетки, отпечатанные на пишущей машинке и приклеенные поверх живописи: «Кремль. Здесь с 1918 по 1922 г. жил и работал В.И.Ленин». Наверно, это была неудачная попытка поместить картины  на какую-то выставку, но они не были приняты, слишком ужасным получилось место работы Ильича. Среди многочисленных картин Г.Рождественской есть группа городских и индустриальных пейзажей, в которых она с любопытством исследует новостройки, заводы, вокзалы. Есть серия, изображающая стадион  Лужники во время Олимпиады -80, очень взволнованная и светлая, пестрящая флагами, напоминающая работы Рауля Дюфи. Жизнь во всех ее проявлениях, активная, бурная, динамичная выражена в пейзаже, где зачастую не видно людей, но видна их деятельность – так талант художника опосредованно раскрывает жизненные ценности через пейзажную живопись.

Важное  место  в творчестве Г.Рождественской занимал  портрет. Портреты не были заказными, она редко расставалась с ними –иногда дарила своим моделям. Дочь Г.Рождественской, М.С.Родигина, после смерти матери раздала на память о ней некоторые портреты друзьям, но основной пласт – 164 работы – находятся в семье художника. Это целый срез жизни 60-х-90-х гг. 20-го века. Несмотря на обобщенную манеру письма, можно многое понять по этим портретам о стиле жизни того периода, о прическах, одежде, моде, занятиях людей, встреченных Г.Рождественской на ее пути художника. В основном это портреты интеллигентов с прекрасными, утонченными лицами. Многие изображены с книгой в руках, некоторые сидят за фортепиано. Но есть и дивные портреты сельских жителей на фоне полей и лугов. Целая серия изображает индусов в национальных костюмах – в жизни Г.Рождественской была и такая дружба. Много детских портретов – сына и дочери, учеников. В целом все портреты объединены внимательным, теплым, дружеским отношением автора к своим моделям – она писала тех, кто был ей по-человечески приятен. Если вспомнить историю русского портрета, то это далеко не очевидное его свойство.  Портреты Г.Рождественской  впечатляют чувством человеческого достоинства в каждом из них. Ее герои – личности, индивидуальности с положительным зарядом. И в этом также видится, может быть, скрытое религиозное чувство автора. Несмотря на явную узнаваемость моделей, в портретах присутствует некая условность и отстраненность, как бы вежливое любование издалека, уважение к личному пространству. За каждым из них – история, которую интересно разгадывать. Композиционно портреты разнообразны и в то же время традиционны. Подмечена пластика каждой модели и ее цветовое звучание. Стилистически портреты Г.Рождественской близки французскому постимпрессионизму, работам Брака, Матисса, Модильяни.

Дарование Г.Рождественской мощно проявилось в ее графике, особенно изображениях обнаженной натуры. В них видна свобода зрелого мастера, которому важно уже не КАК, а ЧТО изображено. Бесконечное разнообразие, которое дает обнаженная натура, воспринимается как игра с формой. Как следствие графических штудий появилась и живописная серия , 46 работ большого формата, в которых обнаженная натура приобретает монументальное звучание. Вместе с тем в картинах отмечены индивидуальные особенности моделей, например, следы загара, или когда обнаженная модель в очках читает книгу. Метод живописи Г.Рождественской – рождение формы из цвета – очень наглядно воспринимается именно в ее работах с обнаженной моделью, как чистое искусство без сюжетной нагрузки.

Знакомство с творчеством Галины Рождественской обнаруживает  вдумчивого, позитивного художника с обостренным чувством колорита, с классическим пониманием композиции, с широким кругозором и большим интересом к жизни и к людям. Но художественное творчество не определяло полностью личности Г.Рождественской. Она была еще и педагогом, пламенным и бескорыстным. Г.Рождественская основала в центре Москвы бесплатную художественную студию для детей «Материнская школа» и в последние годы жизни все силы отдавала педагогике, а также борьбе с чиновниками за школу, за сохранение ее бесплатного статуса. Деятельность Г.Рождественской показывала, каким должен быть настоящий человек, активно противостоящий злу. Прошло 15 лет со дня смерти Г.Рождественской, а «Материнская школа» все продолжала существовать, воспитывая новые поколения московских детишек. В феврале 2013 г. чиновники снова предприняли атаку на детскую студию, выгнали оттуда детей и педагогов, хотят освободить подвальное помещение для коммерческой деятельности. В настоящий момент противостояние продолжается, и детище Галины Рождественской находится в опасности. Хочется верить, что память о Галине Рождественской останется не только в ее картинах, но и в продолжении ее святого дела – бесплатном обучении детей искусству.

 

                                                                                              Искусствовед Вера Андроханова.

 

 

вернуться назад вернуться назад
21 июля в музее-усадьбе И.Е.Репина "Пенаты"
21 июля в Музее-усадьбе И.Е. Репина «Пенаты&...
15 июля отдел слепков открыт до 17.00
 Уважаемые посетители! 15 июля отдел слепков...
Адреса
и карты проездов
филиалов




© 2008-2019 НИМРАХ. Дизайн - Петрова Е. Программирование - Станислав Якуббо - создание сайтов.

Цитирование и перепечатка материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя.