Музей
Выставки
Коллекции
События
Научная работа
Музей-детям
Информация
Санкт-Петербург, Университетская наб., 17
Тел.:  (812)323-3578, (812) 323-6496 
 
 
Скоро
Текущие
Постоянные
Архив выставок
Фотогалерея









Группа ВКонтакте

Группа FaceBook

Youtube

Instagram

Twitter



Подписка на рассылку:


Выставка "Монумент. Пропаганда" в Голубом зале


Развитие скульптуры в рамках Ленинского плана монументальной пропаганды с первых лет было связано с активными поисками решений, способных наиболее ярко воплотить идеи нового государства. Коллекция произведений 1920-1930-х годов в собрания Научно-исследовательского музея Российской академии художеств прекрасно иллюстрирует один из наиболее сложных и одновременно интересных периодов в истории отечественного искусства. В это время актуальным становятся вопрос поиска нового художественного языка, адекватного среде и времени. С одной стороны, не прерываются традиции академического искусства. Продолжает работать целая плеяда скульпторов, обозначившихся еще в дореволюционный период, а также их учеников, окончивших Академию незадолго до революции и делавших в 1920-е первые самостоятельные шаги в искусстве. С другой стороны, появляются художники новой формации, обладающие универсальным характером творчества, в совершенстве владеющие всей амплитудой востребованных выразительных средств. И те, и другие активно включаются в процесс воплощение плана ленинской «монументальной пропаганды», ставшего главным импульсом в развитии всех видов искусства. Это в большей степени стимулировало развитие монументальной пластики, неразрывно связанной с архитектурой. В первое десятилетие необходимость быстрой установки максимального числа памятников, пропагандирующих актуальные идеалы, способствовала генерированию нетривиальных образов, яркое воплощение получили многочисленные авангардные решения. К первым революционным праздникам проектируются временные декоративные конструкции, а скульптура выполняется быстро, из недолговечных материалов, таких как гипс, дерево, бетон. Позже, в погоне за идеей наиболее яркого воплощение абсолютного образа тоталитарного государства создаются подлинно монументальные проекты, синтезирующие лучшие достижения скульптуры и архитектуры.

В первый послереволюционный год в Петрограде появилось около двадцати памятников и памятных бюстов. Многие из них изготавливались из недолговечных материалов и просуществовали совсем недолго. Одним из первых монументов Петрограда стал памятник Ф. Лассалю, выполненный скульптором В.А. Синайским (1893-1968) и установленный рядом с Городской думой на Невском проспекте. Он просуществовал лишь до 1938 года, поэтому уменьшенная копия 1967 года, хранящаяся в собрании музея Академии художеств, безусловно, представляет огромную ценность. Это в полной мере касается портретного бюста В. Володарского (1891-1918) 1923 года работы Л. В. Блезе-Манизер (1891-1924), который явился подготовительной работой для открытого в 1925 году уже после смерти художницы памятника работы М. Манизера (1891-1966) напротив строящегося Володарского моста. Монумент явился первым в советском искусстве памятником, отлитым из бронзы и установленным на постоянной основе. Хранящийся в собрании музея портрет Володарского характеризуется сочетанием подчеркнуто конструктивных форм с достоверностью черт изображенного.

С середины 1920-х начинается второй этап воплощения плана «монументальной пропаганды», что связано с активным обращением к образу самого В. И. Ленина после его смерти в 1924 году. Среди проектов в коллекции музея стоит выделить два относящихся к наиболее известным из монументов десятилетия. Это повторение 1966 года модели памятника у Финляндского вокзала, установленного в Ленинграде в 1925 году. Авторы - С. А. Евсеев (1882-1959), архитекторы В. А. Щуко (1878-1939) и В.Г. Гельфрейх (1885-1967). Собрание обладает уникальной коллекцией оригинальных работ В. В. Козлова (1887 – 1940), представляющих варианты проектов памятников В. И. Ленину. Среди них особого внимания заслуживает проект монумента, установленный в 1927 году у здания Смольного. Архитекторами выступали также Щуко и Гельфрейх. Статуя отливалась в бронзолитейной мастерской Академии художеств под руководством скульптора Я.А. Троупянского (1887-1955). Эта статуя В.И. Ленина получила широкое распространение, ее копии были установлены на территории заводов “Большевик” (ныне — Обуховский завод) и “Ильич” в Ленинграде, в городах Иваново-Вознесенске, Махачкале, Севастополе и др. Оба памятника представляют определенную устоявшуюся композицию в представлении образа Ленина выступающим с трибуны. По-иному решен вариант проекта другого памятника работы Козлова. В основу композиции подобного решения положен эпизод из жизни вождя, когда он
выступил перед демонстрантами с балкона особняка М.Ф. Кшесинской на Петроградской стороне. Монумент выполнялся по заказу Василеостровского райкома партии скульптором В.В. Козловым. По окончательному варианту проекта памятник установлен в 1930 году на Большом проспекте. В.О. перед зданием администрации района, где и находится в настоящий момент.

В собрании НИМРАХ хранится уменьшенная копия 1970-х годов композиции «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной (1889 – 1953), выполненная в 1937 году для российского павильона Международной выставки в Париже в сотрудничестве с архитектором Б.М. Иофаном. Скульптурная группа является высшим достижением советской монументальной пластики 1930-х годов в ее синтезе с архитектурой. В 1930-е годы выдвигается новое поколение скульпторов, в отличие от В.И. Мухиной, М.Г. Манизера и В.В. Козлова, только начинающих свою творческую карьеру в это десятилетие. Ярким примером может служить творчество Н. В. Томского (1900 – 1984). В 1937 году он выигрывает конкурс на создание памятника С.М. Кирову, ставшего впоследствии одним из лучших произведений художника в области монументальной пластики. Его уменьшенная копия 1966 года представлена в собрании НИМРАХ.

В станковой скульптуре в 1920-е годы активно развивается портрет. В самом начале десятилетия распространение получает скульптурный портретный рельеф, сочетающий формы объемной пластической выразительности с графической плакатной броскостью. Профильные изображения характеризовались выявлением ясной конструкции, зачастую сопровождались крупными надписями, а также интересными деталями фона и предметами одежды. По своей форме, такого рода произведения связаны с устанавливающимися в контексте плана «монументальной пропаганды» памятными досками, где изобразительные мотивы сопровождались всевозможными лозунгами и изречениями. В нашей коллекции представлены рельефы Я.А. Троупянского «Карл Либкнехт», А. Козельского «М. В. Фрунзе и К. Е. Ворошилов» и Н. И. Альтмана «А. В. Луначарский». Последнее произведение интересно тем, что является одним из немногих скульптур в творчестве Н. Альтмана. Будучи на тот момент и живописцем, и скульптором, и оформителем массовых мероприятий, и театральным декоратором, он полностью воплощал универсальный характер художников нового времени. Работа относится к одному из вариантов портретов Луначарского, выполненных в 1921 году. В это время Натан Альтман переезжает в Москву, где по распоряжению Луначарского становится руководителем отдела изобразительного искусства при Наркомпросе и работает параллельно в Институте художественной культуры.

Выставка «Монумент. Пропаганда», приуроченная к столетию революционных событий 1917 года, представляет модели и проекты памятников первых послереволюционных десятилетий из фондов скульптуры и архитектуры Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, большая часть из которых экспонируется впервые. Экспозиция демонстрирует модели всем известных скульптур, установленных в городской среде и формирующих ставшие уже классическими архитектурные ансамбли Петербурга, а также не сохранившиеся первые монументальные пластические работы послереволюционного Петрограда. Среди архитектурных проектов представлены графические решения к конкурсам на создание монументов 1920-1930-х годов работы Н.А. Троцкого, Л. В. Руднева, И. Г. Лангбарда, Н. Е. Лансере и др. Как завершающий аккорд поисков на выставке показаны известные проекты 1930-х годов, среди которых знаменитый неосуществленный Дворец Советов в Москве.

  

 

вернуться назад вернуться назад
Оценка качества работы музея на сайте Министерства культуры РФ
Уважаемые посетители! Просим вас принять участи...
15 сентября музей А.И.Куинджи закрыт
 15 сентября музей А.И.Куинджи закрыт по техн...
Адреса
и карты проездов
филиалов




© 2008-2017 НИМРАХ. Дизайн - Петрова Е. Программирование - Станислав Якуббо - создание сайтов.

Цитирование и перепечатка материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя.