Музей
Выставки
Коллекции
События
Научная работа
Музей-детям
Информация
Санкт-Петербург, Университетская наб., 17
Тел.:  (812)323-3578, (812) 323-6496 
 
 
Скоро
Текущие
Постоянные
Архив выставок
Фотогалерея









Группа ВКонтакте

Группа FaceBook

Youtube

Instagram

Twitter



Подписка на рассылку:


«КАНОН КРАСОТЫ ПО РАФАЭЛЮ. (Эпоха Рафаэля и русская художественная школа)»


            5 ноября 2008 года в Парадных залах Научно-исследовательского музея Российской академии художеств была открыта выставка «Канон красоты по Рафаэлю. Эпоха Рафаэля и русская художественная школа» из фондов музея.  Она подготовлена  совместно с Генеральным Консульством Италии и Итальянским институтом культуры в Санкт-Петербурге и посвящена 525-летию со дня рождения Рафаэля и 250-летию музея

            Выставка «Канон красоты по Рафаэлю. Эпоха Рафаэля и русская художественная школа» представляет более ста живописных, графических и скульптурных работ, архитектурных чертежей и моделей русских и европейских мастеров XV -  начала XX века из фондов музея.
 
Рафаэль, как до него античные ваятели Поликлет и Фидий, создал канон красоты в изображении человека. Этому канону на протяжении нескольких сотен лет следовали художники разных стран. Приняв за норму красоту и совершенство, Рафаэль обрел славу, последователей и поклонников. В Императорской Академии художеств, где ориентировались на эстетические идеалы античности, искусство Древней Греции и Рима воспринимали во многом через творчество Рафаэля. На протяжении XVIII – XIX веков его произведения изучали и копировали многие поколения русских художников, среди которых были и будущие профессора Академии художеств А.П. Лосенко, А.И. Иванов, В.А. Серебряков, К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни, А.Т. Марков.
 
Выставку открывают копии с ранних произведений Рафаэля – «Коронование Девы Марии» (Алтарь Одди) Е.И. Ковригина (1849 г.), «Положение во гроб» (Алтарь Бальони) И.Г. Эггинка (1820г.) и «Три грации». Эта превосходно выполненная небольшая картина, написанная неизвестным европейским художником XVIII в. воспроизводит оригинал Рафаэля, ныне находящийся в Музее Конде в Шантийи.
 
В истории русской художественной школы первая копия с Рафаэля - «Правосудие» А.П. Лосенко (1768г.). Написанная во время пенсионерской поездки в Италию, где будущий руководитель класса исторической живописи совершенствовался в искусстве, картина Антона Павловича Лосенко стала в свою очередь «образцом» для учеников. В 1808 г. с этой копии профессор исторической живописи А.И. Иванов выполнил рисунок для этюдного класса, а ученик гравировального класса А.П. Дементьев за резцовую гравюру в 1792 г. удостоен большой серебряной медали. В отличие от Лосенко, самостоятельно выбравшего оригинал для копирования, последующие поколения русских художников получали от Совета профессоров задания, какие именно произведения следует воспроизводить. «Триумф Галатеи» Ф.А. Бруни, «Сикстинская мадонна» А. Т. Маркова, «Мадонна Франциска I» М.Н. Васильева, «Мадонна ди Фолиньо» М.Т. Маркова, «Несение креста» и «Мадонна с рыбой» Г.К. Михайлова, шесть копий К.И. Русецкого наряду с вмонтированными в стены Парадных залов музея живописными копиями со Станц Рафаэля в Ватиканском дворце были написаны по заказу Академии художеств и приобретены у авторов или подарены Николаем I.
 
Организаторы выставки постарались дать представление и о современниках Рафаэля. Это, прежде всего, Джованни Санти, живописец и поэт, отец художника (именно ему приписывается небольшое произведение, выполненное на дереве – «Обручение св. Екатерины»). Учителем Рафаэля был известный в Умбрии Пьетро Перуджино, о манере которого можно судить по работам В.Д. Сверчкова и Карло Бригенти (фрагментарная копия Девы Марии с композиции «Поклонение младенцу Христу» 1847 г. и «Молящаяся Мадонна»), а также тондо с одного из многочисленных «Поклонений младенцу Христу» кисти неизвестного итальянского художника XVIII в. Выдающимся и не менее талантливым, чем Рафаэль, но гораздо менее удачливым, был флорентийский художник Андреа дель Сарто. Впервые показаны две копии, только что прошедшие реставрацию – «Вознесение Мадонны» Дж. Б. Ванни и «Св. семейство», написанное неизвестным итальянским живописцем XVIII в. (происходит из собрания Д.П. Татищева). Еще одно воспроизведение - свободная копия с «Фрисской Мадонны» Понтормо - ранее находилась в собрании императрицы Жозефины, супруги Наполеона Бонапарта, в замке Мальмезон близ Парижа. Перино дель Вага (1501-1547), один из талантливых учеников Рафаэля, выполнил авторское повторение росписи свода Лоджии Рафаэля в Ватикане (ранее «Лот с дочерьми», написанный на доске, находился в имении Рукавишниковых в Рождественно). После недавно проведенной реставрации открылось все колористическое богатство этого произведения. Перино дель Вага, испытавший сильное влияние Микеланджело и создавший в Генуе собственную школу живописи, считался одним из лучших рисовальщиков своего времени. Один из излюбленных сюжетов, которые часто заказывали состоятельные итальянцы для своих жилищ – «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» был выполнен Андреа Сакки (1599-1661). Художник, сформировавшийся под воздействием творчества Рафаэля, работал в Риме, где возглавлял Академию Святого Луки. Его произведение, написанное на дереве, в 1765 г. было подарено Императорской Академии художеств Д.И. Дебрессаном.
 
Живописцем, которому лучше всего удавалось копировать Рафаэля, в XIX в. был признан В.А. Серебряков (1810-1886). В собрании музея хранится несколько его работ, из которых на выставке показаны «Святое семейство»(или «Мадонна о божественной любви», «Мадонна Лионелло ди Карпи) и «Посещение Девы Марии святой Елизаветой». Последняя воспроизводит оригинал современника Рафаэля – Мариотто Альбертинелли (1474-1515).
 
Экспонируемые копии дают возможность составить представление обо всех этапах творческого пути Рафаэля, от самых ранних алтарных картин до «Преображения» - последнего монументального произведения мастера.
 
Для широких кругов зрителей имя Рафаэля сразу ассоциируется с изображением Мадонны. Можно без преувеличения утверждать, что репродукции с самых знаменитых его Мадонн имелись практически в каждом доме. «Мадонна в кресле» (Madonna della sedia), созданная около 1513-1514 г. в Риме, как и «Сикстинская мадонна» - непревзойденные шедевры мастера. Показываемые копии с этих произведений имеют разное происхождение: первая картина попала в музей в составе знаменитой коллекции графа Н.А. Кушелева-Безбородко, в 1862 г. завещанной Императорской Академии художеств. Вторая - приобретена Академией у автора, будущего профессора исторической живописи А.Т. Маркова, написавшим ее в 1832 г.
 
Значимым разделом выставки являются произведения, связанные с виллой Киджи в Риме. Этот загородный дом был построен Бальдассаре Перуцци между 1508 и 1511 гг. для одного из самых богатых людей того времени, личного друга папы Юлия II (в конце XVI в. вилла, ставшая прототипом для многих домов в римских пригородах, приобретена семьей Фарнезе и с тех пор именуется виллой Фарнезина). Рафаэль, с 1508 г. назначенный художником папского двора, получил от Агостино Киджи заказ на роспись стены лоджии, выходящей на реку Тибр. Так появилась фреска «Галатея». Копия росписи кисти Ф.А. Бруни, выполненная в 1827 г., экспонируется в Тициановском зале музея. Еще одно живописное полотно связанное с виллой Киджи, – «Свадьба Александра Македонского с Роксаной» неизвестного художника XVIII в. Рафаэль, занятый росписями Станц в Ватикане, около 1517 г. выполнил эскиз композиции, которую доверил написать Содоме. Копия из собрания музея является даром почетного члена Императорской Академии художеств Д.С. Бортнянского. 
 
В Екатерининском зале сосредоточены рисунки, связанные с росписями входной галереи (или Садовой лоджии) виллы Киджи. Цикл фресок, выполненных Джулио Романо и Дж. да Удине, посвящен истории Амура и Психеи, описанной Апулеем в «Золотом осле». Выпускник Императорской Академии художеств живописец М.Ф. Воинов (1759-1826), находясь в Италии в качестве пенсионера (т.е. получив пенсион от правительства на продолжение обучения) выполнил штудии с фрагментов росписей Садовой галереи. Одним из наиболее загадочных экспонатов выставки является «Психея, несомая амурами, с сосудом, наполненным водой из Стикса» - копия росписи паруса неизвестного художника. Рисунок, уникальная по сложности реставрация которого только что закончилась, являет нам не только достоинства оригинала, но и высокое мастерство копировавшего мастера. Достаточно большой по размеру, он принадлежит к историческому собранию музея Императорской Академии художеств и несомненно служил для учеников образцом для копирования.  
 
Раздел рисунка дополняют гуаши весьма популярного в свое время живописца, гравера и издателя Микеланджело Маэстри (? – около 1812), приобретшего известность своими миниатюрными копиями с произведений Рафаэля и учеников его школы. После завершения эскизов росписей для последней комнаты Ватиканского дворца – Станцы ди Константино (на стене которой и была написана масляными красками аллегория «Правосудие», воспроизведенная А.П. Лосенко) Рафаэль в 1513-1519 гг. выполнил проект Лоджии, которую расписали по его эскизам ученики. Прообразом декоративного оформления послужили росписи «Золотого дома» императора Нерона (прежде всего, в мотив гротеска). Этажом выше располагались апартаменты кардинала Бибиены (Бернардо Довици) – дипломата, гуманиста, близкого друга Рафаэля. Для него художник построил и в 1516 г. расписал лоджетту (маленькую лоджию), а на стенах его ванной комнаты изобразил любовные сцены из античной мифологии в технике энкаустики (живопись восковыми красками горячими инструментами). Маэстри часто заимствовал мотивы росписи стуфетты для своих работ. На выставке, помимо «Юпитера», прошедшего сложную реставрацию, экспонируются листы из серии изображений двенадцати женских фигур, олицетворяющих дневные и ночные часы. Гуаши очень эффектны – изящные фигуры изображены на черном фоне. Все произведения М. Маэстри происходят из исторического собрания Академии художеств.  
 
Коллекция музея позволяет коснуться деятельности Рафаэля как архитектора, серьезно изучавшего античные постройки (прежде всего, Пантеон и триумфальные арки на римском Форуме). В Академии художеств с начала XIX в. находится великолепное собрание пробковых моделей итальянского мастера Антонио Кики, заказанное Екатериной II, одно из самых многочисленных по составу из всех известных в мире. На выставке показаны модели тех античных сооружений, которые видел и изучал Рафаэль (в галерее Уффици хранится его рисунок интерьера Пантеона). Модель Пантеона – одна из жемчужин экспозиции. После проведенных реставрационных работ, это произведение дает возможность восхититься не только новаторским решением пространства самого сооружения, но и тем, как Кики сумел воспроизвести оформление интерьера. 
 
В 1514 г. Рафаэль был назначен главным архитектором собора св. Петра. Параллельно ему пришлось заниматься и другим большим проектом – виллой Мадама на склонах горы Монте-Марио (совместно с Антонио да Сангалло-младшим), строившейся для папы Льва X и его кузена Джулио де Медичи. К сожалению, она так и не была закончена, а позднее подверглась разграблению и перестройкам. Тем не менее, часть великолепия удалось сохранить, о чем свидетельствуют акварели русских архитекторов второй половины XIX столетия – Е.Р. Баха, М.Т. Панафидина, Г.Д. Гримма, Ф.Ф. Рихтера, А.О. Томишко, П.П. Покрышкина. Блистательно выполненные, они воспроизводят затейливую красоту росписей интерьеров. Несомненно, сама возможность изучать выдающиеся памятники мировой культуры, была важна для молодых зодчих, позднее воплотивших многое из увиденного в собственных творениях.
 
Хорошо представлен раздел гравюры, самого массового вида искусства в XVI-XVIII вв. Тиражированные листы с произведений Рафаэля были доступны большому количеству художников, любителям искусства, самым широким слоям населения. Именно посредством гравюр произошло знакомство с творчеством маэстро (образами Мадонн, Святых семейств, росписями Станц в Ватикане), распространилось его влияние на живописцев и граверов разных стран. Императорская Академия художеств, широко используя гравюру в процессе обучения, обладала одной из самых лучших коллекций классической резцовой гравюры и офорта. В экспозицию вошли гравюры знаменитых европейских мастеров Жерара Эделинка (1627-1707), Никола Пито I (1632-1671), Джованни Вольпато (1730-1803), Рафаэля Санцио Моргена (1758-1833), Филиппа Томассена (1562-1622). Произведения двух художников – Никола Дориньи (1657-1746) и Жерара Одрана II 1640-1703) связаны с работой Рафаэля над коврами для Сикстинской капеллы, заказанными папой Львом X. Они должны были висеть над фресками, выполненными по заказу папы Сикста IV. Продолжая темы росписей, изображения на коврах воспроизводили сцены из Библии. По требованию святого отца на обрамлении ковров были размещены сцены из его жизни. Рафаэль брал темы из евангелий и Деяний апостолов. За полтора года ему удалось завершить десять картонов в новой для того времени технике – темперы на бумаге, в зеркальном отражении. Ковры были вытканы в мастерской Питера ван Алеста в Брюсселе. Считается, что именно там в 1520 г. их увидел Альбрехт Дюрер, почерпнувший вдохновение для своих Четырех Апостолов. В 1519 г. первые семь ковров уже были вывешены в Сикстинской капелле.
 
Русская гравюра XVIII – начала XX в. представлена работами Д.Д. Агафонова, Ф.И. Веревкина, А.П. Дементьева, П.И. Масловского, А.А. Пищалкина и Ф.И. Иордана. Ученики Императорской Академии художеств воспроизводили не только оригиналы Рафаэля, но и Леонардо да Винчи, который, как и Микеланджело, оказал большое влияние на формирование Рафаэля.
 
В экспозицию включены скульптуры европейских мастеров, выполненные в технике гальванопластики. Одна из них – «Иоанн Креститель» является вольной копией (?) с оригинала Донателло 1457 г. Другая – «Персей с головой Медузы» - уменьшенная копия с оригинала Бенвенуто Челлини (1545-1554), установленного на Площади Синьории во Флоренции.
 
Произведения из запасников органично дополняют полотна, вмонтированные в стены Парадных залов. В Рафаэлевском - размещены живописные копии с фресок Станцы дела Сеньятура («Афинская школа» К.П. Брюллова, «Диспута» Ф. Виганда, «Парнас» И. Гофмана, «Мудрость, Мера и Сила» С.Ф. Делладвеза); Станцы д`Элиодоро («Изведение апостола Петра из темницы» и «Месса в Больсене» П.В. Басина) и Станцы дель Инчендио ди Борго («Пожар в Борго» А.Т. Маркова). Композиция «Четыре Сивиллы: Кумская, Персидская, Фригийская и Тибуртинская» П.М. Шамшина была выполнена с оригинала Рафаэля в капелле Киджи в церкви Санта Мария дела Паче в Риме. В Тициановском зале - копия с рафаэлевской росписи Станцы д`Элиодоро - «Изгнание Элиодора из Иерусалимского храма» Ф.А. Бруни.
 
Основная цель выставки – показать, насколько значимо и высоко ценимо было творчество Рафаэля в России, где его произведения всегда считались эталоном мастерства.
 

 
Во время работы выставки, которая продлиться до 30 ноября включительно, будут проводиться экскурсии и демонстрироваться документальные фильмы «Ватикан,.Папский дворец» и «Сикстинская капелла. Станции и лоджии Рафаэля».
 
 
 
Вероника Траяновна Богдан,
 
Заместитель директора по научной работе НИМ РАХ
 
 
куратор выставки.    Моб. 8 921 9513299
 
 
 
 
Публикации о предстоящей выставке:
 
 
 
 
 
Утро Петербурга 30 июня-1 июля 2008 № 64 (600)
 
 
 
 
 
Вторая жизнь шедевров
 
 
Автор Виктор Июньский
 
 
 
В 2008 году будет отмечать свое 250-летие Научно-исследователь­ский музей Российской академии художеств, расположенный в зда­нии академии на Университетской набережной Васильевского острова. А еще нынче исполнилось 525 лет со дня рождения великого Рафаэля.
 
 
 
А посему по случаю столь значи­мых юбилейных дат в Рафаэлевском и Тициановском залах музея в нояб­ре пройдет научная конференция с участием историков искусства из Москвы, Казани, Петербурга и дру­гих городов. Одновременно откро­ется выставка «Эпоха Рафаэля и рус­ская художественная школа».
 
 
 
Чтобы подойти к выставке, что называется, во всеоружии, сотруд­ники музея взялись за реставрацию сразу трех произведений искусства, хранящихся в фондах Академии ху­дожеств. Как рассказала журнали­стам заведующая сектором рестав­рации графики Татьяна Рыбакова, сейчас реставраторы работают над карандашной копией росписи па­руса Садовой галереи виллы Фарнезина в Риме. Сама роспись «Психея, несомая амурами» была создана уче­никами Рафаэля около 1518 года по эскизам мастера. Имя автора копии осталось неизвестным.
 
 
 
По словам Татьяны Рыбаковой, реставраторам пришлось проде­лать очень сложную, можно сказать, ювелирную работу, поскольку холст с редким плетением и двойным ду­блированием рисунка требовал от специалистов особой осторожности, чтобы не нарушить оригинал. Им предстояло отделить рисунок, вы­полненный безвестным мастером на тряпичной бумаге, от холста, служившего своеобразной армату­рой. Но это оказалось не так-то про­сто. Рисунок состоял из 17 кусков, ставших практически одним целым с основой, на которую были когда-то наклеены. Однако реставраторы спо­собны буквально творить чудеса. На совете по реставрации было принято решение восстанавливать эту вещь, не разделяя на фрагменты. И они сделали, казалось бы, невозможное.
 
 
 
Как заметила хранитель музея Елена Плюснина, в эту уникальную полугодовую работу реставратор выс­шей категории Татьяна Ивановна Рыбакова вложила свою душу. Сей­час эта работа в стадии завершения, осталось лишь перенести холст с ра­бочего подрамника на основной.
 
 
 
Вторая копия — «Святое семей­ство» с оригинала Андреа дель Сарто, хранящегося в Национальной гале­рее Рима, — написана неизвест­ным европейским художником в XVIIIвеке. До окончания жи­вописной реставрации    картины понадобится еще около месяца. Дело в том, что за два века своего существования полотно потемне­ло, на нем было много загрязнений и утрат, которые возникли когда-то при переносе картины с деревянной основы на холст. Об этом рассказал заведующий сектором реставрации живописи музея Павел Александров.
 
 
 
Практически полностью заверше­на реставрация копии «Вознесение Мадонны» Андреа дель Сарто. Карти­на написана итальянским художни­ком Джованни Батиста Вани. Ори­гинал находится в галерее Питти во Флоренции. А копия была подарена Академии художеств императором Николаем Iв 1847 году.
 
 
 
Когда смотришь на эти полотна, начинаешь понимать, что и копии могут быть настоящими шедевра­ми. Особенно если они выполнены выдающимися мастерами кисти. Как отмечают сотрудники Академии художеств, восстановление этих ра­бот имеет большое значение для академии, так как искусство эпохи Рафаэля оказало значительное вли­яние на русских мастеров — Карла Брюллова, Федора Бруни, Андрея Иванова, Федора Иордана. Учени­ки академии часто копировали эти произведения.
 
 
 
На предстоящей выставке будут представлены интереснейшие экс­понаты из фондов Академии худо­жеств — картины, рисунки, аква­рели, архитектурные модели из пробки, которые помогут посетите­лям погрузиться в эпоху. Наверняка украшением выставки станут и упо­мянутые реставрируемые произве­дения.
 
 
 
На языке реставраторов это «вещи», но, честное слово, как-то это слово не вяжется с живописны­ми полотнами, на которые можно любоваться часами.
 
 
 
Научно-исследовательский му­зей Академии художеств — один из старейших художественных му­зеев России. Он основан в 1757 году одновременно с самой Академией трех знатнейших искусств — живо­писи, скульптуры и архитектуры. Первоначально замышлялся в каче­стве учебного, где хранились работы учащихся академии, особенно тех, кто был удостоен наград или вы­полнил работу на звание академика или профессора. Со временем кол­лекции музея превратились в одно из лучших художественных собра­ний в стране.
 
 
Проходя по залам музея в цен­тральном круглом корпусе здания Академии художеств, можно увидеть и уникальную роспись плафона под самым куполом, и копии ватикан­ских фресок, и копии полотен ста­рых итальянских мастеров. И можно только восхищаться замечательной работой реставраторов, дающих вто­рую жизнь шедеврам.
копия Русецкого







копия Русецкого







копия Серебрякова







копия Серебрякова








копия Сверчкова

































открытие выставки






открытие выставки






открытие выставки






открытие выставки






открытие выставки






открытие выставки






открытие выставки






открытие выставки






открытие выставки






открытие выставки














открытие выставки






открытие выставки






открытие выставки






открытие выставки

 

вернуться назад вернуться назад
Вечер спонтанного сочинения. Алексей Орелович
2 апреля в 16.00 в музее-квартире Исаака Бродского...
Оценка качества работы музея на сайте Министерства культуры РФ
Уважаемые посетители! Просим вас принять участи...
Адреса
и карты проездов
филиалов




© 2008-2017 НИМРАХ. Дизайн - Петрова Е. Программирование - Станислав Якуббо - создание сайтов.

Цитирование и перепечатка материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя.