Музей
Выставки
Коллекции
События
Научная работа
Музей-детям
Информация
Санкт-Петербург, Университетская наб., 17
Тел.:  (812)323-3578, (812) 323-6496 
 
 
Скоро
Текущие
Постоянные
Архив выставок
Фотогалерея









Группа ВКонтакте

Группа FaceBook

Youtube

Instagram

Twitter



Подписка на рассылку:


Выставка произведений живописи Народного художника России Петра Гурьевича Коростелева


«Видеть характер…»
 
      Так выражает свое отношение к портрету живописец Петр Гурьевич Коростелев. Но в этом по существу творческий принцип художника применительно к любому жанру, в котором он работает. К жанровой и исторической картине, пейзажу, как правило, органично входящему в тематические композиции, к натюрморту, весьма разнообразному по сюжету и живописным интонациям. И всюду, в любом жанре и произведении ищет он неповторимый характер, определяющий образ, ибо действительно «Искусство – вещь штучная», как говорил один из любимых художников Коростелева – Евсей Евсеевич Моисеенко.
      Наполненные талантом художника качества эти реализуются по-своему в творчестве: в подходе к модели, натуре, истинной мере увиденного и сочиненного. Не случайны оттого и работы с характерным добавлением к названию «Из моего детства». Память цепко сохранила, а профессия «огранила» впечатления от трудов на покосе, вида задумчивой реки в пологих берегах, родных людей, от знакомых с измальства предметов, возникших затем в виде крепко написанных, плотных по живописи «деревенских» натюрмортах или пейзажах. Такие впечатления не забываются, но приращиваются увиденным, развитой способностью «смотреть и видеть», преображать прозу в поэзию.
      Такому преображению учил Коростелева преподаватель по Пензенскому художественному училищу И.С.Горюшкин-Скоропудов, его коллеги по искусству. Учили традиции В.Э.Борисова-Мусатова и К.С.Петрова-Водкина. Поля Сезанна и Анри Матисса, представителей «Союза Русских художников» и «Бубного валета»… Учило все, что сплавлялось собственным видением в собственный стиль. Отнюдь не канонический, знающий и крепость пастозного мазка, и уплотненность формы, сгущенность цвета и его явную светоносность, обобщенность с точностью живописного рисунка, достоверную предметность и убеждающую декоративность.
      К постижению значимости компонентов произведения художник приходил во время учебы в Ленинграде, посещая уникальные собрания Эрмитажа и Русского музея. Но перед этим была война, тяжелое ранение, трудный путь к Победе. Все это отозвалось в работах, исполненных гордости за великих представителей отечественной культуры, в непреходящем стремлении утверждать гармонию и красоту, которая была выстрадана в трудные и героические военные годы. Они обострили патриотическое чувство, вызвали к жизни картины о вершинных явлениях русского гения – М.Глинке, А.Пушкине, М.Лермонтове, И.Левитане, М.Мусоргском, С.Есенине…
      Мы узнаем в работах живописца наших современников: писателя В. Шукшина, поэта Н. Рубцова, артиста Б. Фрейндлих, профессора П. Суханова, художников Я. Крестовского и Б. Далакяна, альтиста И. Грабко, пианистку Л. Грабко (жену художника). Палитра живописца смело соединяет в координатах времен и событий прошлое с современностью: «А. С. Пушкин и М. И. Глинка», «Комаринская».
      Партитура их чрезвычайно выразительна в интонационном плане, в своей архитектонике. Есть величественный как чертог «Белый натюрморт», ассоциирующийся с произведениями Н. Н. Сапунова, впечатляюще звучит мощная пластика, близкая «бубнововалетовцам», пленяет ясной, чистой мелодикой цвета, близкой музе К. С. Петрова – Водкина или элегичности В. Э. Борисова – Мусатова. Эти традиции были органически близки мировосприятию Коростелева, обрели у него свою самобытность.
      Не потому ли столь явственно ощутима поэзия художника, выраженная словами «видеть характер», что, в самом деле, применимо не только к портрету, где его кредо очевидно, но и во всех жанрах, в которых выступает живописец. Индивидуальная неповторимость есть в лицах его персонажей:  будь то крестьянин, музыкант, художник, исторический герой или современник.
      Натюрморт в этом ряду не исключение, скорее – очевидный пример. Можно пофантазировать: срежиссированное пространство воображаемого зала заполнено лишь натюрмортами – возникает впечатляющая картина красоты. Вот «Дама с букетом цветов», где человек и цветы составляют единый образ. «Натюрморт с белой вазой», будто пронизанный струением серебристых мазков; изысканной остротой форм, сочетанием коричневых и перламутровых тонов «Натюрморт с сухими цветами», очень динамичный по своей структуре. Мощной живописной пластикой плотных, горячих тонов, крепких напряженных форм отличается «Натюрморт с самоваром», словно контрастирующий со строгими, выверенными ритмами «Натюрморта на черной скатерти», импульсивным письмом «Натюрморта с камышами», и светоносным, звонким, как хрусталь, «Натюрмортом с сельским пейзажем». Вспоминаются слова великого Мартироса Сарьяна: «У живописца есть единственная возможность выразить свое отношение к миру – в цвете». Петру Коростелеву, обладающему незаурядным колористическим талантом, весьма близко определение мастера, пример – его искусство. П. Г. Коростелев творит свой мир с присущими ему страстями, раздумьями, постижением и открытием красоты.
      Петр Гурьевич -  сам человек чрезвычайно добрый в своем отношении к людям, способности обрадоваться успеху другого, понять его. И это тоже особый талант, так заметный, так ощутимый в творчестве. У Коростелева есть и самая ближняя среда духовного общения – его семья, в которой жена пианистка Лариса Грабко тоже наделена известным даром живописца и особой витальной энергией, дающей, видимо, импульсы и Петру Гурьевичу, чуждого «светским» общениям. Зато пространство его творческого прикосновения достаточно широко, объемлет и прошлое и настоящее, питается земными токами, сообщающими силу жизненной и художественной достоверности. Верно было сказано: «Художник кончается тогда, когда он перестает удивляться». Знаю Петра Коростелева более сорока лет, работы его знаю. Поэтому могу сказать, что и сейчас художник продолжается.
 
Ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея
Кандидат искусствоведения, профессор
Анатолий Дмитренко.
 
 
Открытие выставки состоится в Конференц-зале музея 7 марта в 15.00.
Выставка открыта до 25 марта с 11.00 до 17.15, кроме понедельника и вторника.
Тел. 323 64 96, 323 35 78.
e-mail:2nimarh@gmail.ru,
www.nimarh.ru

 

вернуться назад вернуться назад
Оценка качества работы музея на сайте Министерства культуры РФ
Уважаемые посетители! Просим вас принять участи...
Бесплатное посещение по билету на "Ночь музеев"
 Не спешите выбрасывать билет на "Ночь м...
Адреса
и карты проездов
филиалов




© 2008-2017 НИМРАХ. Дизайн - Петрова Е. Программирование - Станислав Якуббо - создание сайтов.

Цитирование и перепечатка материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя.

независимая экспертиза техники