Музей
Выставки
Коллекции
События
Научная работа
Музей-детям
Информация
Санкт-Петербург, Университетская наб., 17
Тел.:  (812)323-3578, (812) 323-6496 
 
 
Скоро
Текущие
Постоянные
Архив выставок
Фотогалерея









Группа ВКонтакте

Группа FaceBook

Youtube

Instagram

Twitter



Подписка на рассылку:


Выставка Галины Рождественской "Цветовые перекрестки". К 90-летию со дня рождения


Галина Рождественская родилась в райцентре Петушки, (известном по роману В.Ерофеева), в 100 км от Москвы, в семье сельских учителей. Дед Галины был настоятелем местной церкви. Ее двоюродный дядя, священник Александр Рождественский, был основателем первого в России общества трезвости в Санкт-Петербурге и строителем храма Воскресения Христова на Обводном канале. В 1949 году Галина закончила Московский архитектурный институт. Проектное мастерство осваивала в мастерской известного советского архитектора И.В. Жолтовского. Рождественская была автором нескольких осуществленных проектов; мореходного училища в Клайпеде, административного здания в Барнауле.
      В середине 50-х годов Рождественская вышла замуж за военного инженера Родигина Сергея Александровича. В 1956 году родился сын Александр, в 1958- дочь Мария (Мария впоследствии вышла замуж за правнука архитектора Сильвио Данини, А.В.Козлова).   К этому времени относится начало ее серьезных занятий живописью. Она прекрасно рисовала еще в институте, о чем свидетельствуют многочисленные акварели, выполненные во время учебных практик. Но теперь ее педагогами в творческих мастерских стали московские художники В.Г. Вейсберг (1924-1985), В.И. Поляков (1915-1977).
    Навыки академической архитектурной школы формировали художника, умело работавшего с композицией полотна, колоритом. Зачастую для отображения истинного цветового звучания предмета Рождественская работала чистым цветом.
         В результате плодотворной работы, у художника появились живописные циклы: в 60-е годы – морской цикл (родившийся после поездок с семьей в Крым и на Кавказ), городской и сельский пейзаж (в путешествиях по России, на родине в Подмосковье), обнаженная натура (работа в московских мастерских); в 70-е годы – портреты современников, в основном архитекторов (портрет главного архитектора Московского Кремля В.И Федорова), ученых (портрет физика-атомщика Вадима Преображенского). С неподдельным юмором автора написаны портреты сельских тружеников.
       В конце 1967 года, овдовев, Рождественская вернулась к работе проектировщика интерьеров промышленных сооружений. Частые командировки дали возможность создать серию индустриальных пейзажей в городах Тольятти, Набережные Челны, Свердловске, Москве. Своеобразное, близкое к детскому восприятие мира Рождественской вносило в картины необычайное оживление.
                Многие знакомые и друзья охотно позировали Рождественской, зная ее способность к быстрому созданию выразительного образа, порой самыми простыми средствами: карандашом, углем, акварелью, гуашью. В отсутствие холста, грунтованного картона, писала на бумаге, синьке, газетных листах.
                 В цокольном этаже своего дома в Москве Рождественская организовала студию детского рисунка и посвятила тридцать лет жизни детской живописи, совмещая педагогическую работу с исследованием детского творчества. У нее была своя методика преподавания.  Рождественская ставила перед собой цель - поддержать в будущих взрослых детское непосредственное восприятие жизни, мира, искусства, не искажая душу ребенка опосредованным видением. Считала, что взрослым стоит учиться у детей чистоте восприятия. У Галины появились последователи, до сих пор работает детская студия «Материнская школа» в Москве. Ее ученики стали архитекторами, художниками, театральными деятелями. Наряду с регулярными выставками работ художника организовывались выставки детского искусства в Манеже, ЦДХ и т.д. Это всегда был выброс творческого энтузиазма (Галина никогда не брала плату за обучение детей). Создавалась коллекция шедевров подлинного детского искусства. Есть цикл портретов учеников.
                В 90-е годы Рождественская меньше писала, но творческий подъем не оставлял ее,теперь все силы были направлены на осмысление выбранного ею пути. Галина Алексеевна Рождественская скончалась в Петербурге. Похоронена на родине в г. Петушки.
             Выставка организована в рамках международного фестиваля «Палитра созвучий». 
Техника – масло, темпера, гуашь, акварель. Материал – холст, бумага, бумага на картоне, картон, оргалит, фанера. География пейзажей – Москва и Подмосковье, Крым, Петербург, Суханово, Зеленогорск, Восточная Германия, Финляндия.

Выставка открыта с 12 января по 13 февраля в доме-музее П.П. Чистякова.

Адрес музея:

196600 г.Санкт-Петербург, г.Пушкин, Московское шоссе, дом 23
Телефон: +7 (812) 451-70-85
E-mail:
chistyakov@nimrah.ru

Музей открыт по средам, субботам и воскресеньям с 10:00 до 17:00.



 
ОТРАЖЕНИЕ  времени и   души
 
«Познайте истину, и она сделает Вас свободными»
                                                                     Евангелие                
 
 
           
Галина Рождественская прожила замечательную жизнь. Трудно сказать, что было в ней наиболее важным – любовь к месту рождения, к родителям, к мужу, к детям, к архитектуре, к живописи….. Её редчайший дар, потерянный в наши дни, восхищение жизнью, пропитанное верой,  красотой природной и архитектурной. Купола, храмы, церкви, природа, ставшие не просто символами, пластическим эквивалентом её картин, а отражением  души. 
Она, выросла в деревне Петушки, известной нам по поэме Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки». Произведение по сути цитатное, запечатлевшее «фольклорную» русскую речь, раздававшуюся на фоне этой безоблачной деревенской красоты.
Далее - Москва. В ее живописи – удивительная Москва с куполами (сохранившимися с древности или отстроенными заново).
В 1923 году, в год её рождения, московский архитектор Иван Жолтовский, причисленный ныне к 100 великим архитекторам мира, создал Советский павильон в Милане. Рождественская прошла архитектурную школу известного мэтра. Она познавала мир культуры благодаря блестящим мастерам (у которых учился и мой любимый московский архитектор К.Мельников).
Для нее как архитектора и мастера живописи важна была школа Ивана Жолтовского. Это была школа и это был мастер, испытавший на себе все падения и взлёты времени, иронию судьбы, когда одновременно хотят закрыть твою мастерскую и награждают в то же время Сталинской премией. Рождественская многое впитывала в себя. Как профессионал, например, пространственную организацию, благодаря которой она добивалась повышенной выразительности не только на архитектурной территории, а и в живописной композиции.
Она не могла не любоваться любимыми уголками Москвы – Патриаршими прудами, Домом Тарасова….. Именно в окружении мэтра она усвоила одно из основных свойств Жолтовского и его соратников по духу (были и те, кто выдвигал совершенно иные принципы архитектурного искусства, созвучного новому времени) тягу к ретроспективизму. По истокам, корням её живописного искусства эта связь ощутима.
Связь с архитектурой пропитывала её жизнь, в той же степени, как и неожиданное увлечение живописью.
В ее судьбе есть невероятные совпадения, позволившие нам, показать  живописные работы широкому зрителю к 90-летию со дня рождения художницы именно в городе Пушкин, в Царском селе.   В роду мужа ее дочери знаменитый Сильвио Данини (1867-1942) – архитектор Царскосельского дворцового управления, потомок старинного итальянского рода, и мы так же, как и не одно поколение петербуржцев и жителей Царского Села, имеем счастье видеть творения человека безупречного архитектурного стиля и совершенного вкуса. А мне особенно приятно сознавать, что Галина Рождественская связана родственными узами с Сергеем Дягилевым.
Рождественская, с моей точки зрения, вряд ли нуждалась в учителях, когда решила посвятить себя живописи. Архитектору было за 40 лет. Она давно всё умела. Художники могли лишь ответить на её вопросы, их связывала творческая дружба. И это прекрасно. Она любила мир, цвет и форма имели для неё определённый позитивный смысл.
В живописи Галины Рождественской скрыта тревога времени, которая заставляла ее переживать и запечатлены те ценности жизни, о которых, как мне кажется, мы забыли.
С Рождеством Вас, дорогие зрители!
                                                                 
       
Татьяна Юрьева
Директор музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ

 

вернуться назад вернуться назад
260-летие Академии художеств
17 ноября приглашаем на празднование 260-летия Ака...
«Музыкальные вечера Елены Серединской»
В музее-квартире Исаака Бродского начался новый се...
Адреса
и карты проездов
филиалов




© 2008-2017 НИМРАХ. Дизайн - Петрова Е. Программирование - Станислав Якуббо - создание сайтов.

Цитирование и перепечатка материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя.