Музей
Выставки
Коллекции
События
Научная работа
Музей-детям
Информация
Санкт-Петербург, Университетская наб., 17
Тел.:  (812)323-3578, (812) 323-6496 
 
 
Скоро
Текущие
Постоянные
Архив выставок
Фотогалерея









Группа ВКонтакте

Группа FaceBook

Youtube

Instagram

Twitter



Подписка на рассылку:


Выставка «Неизвестный И. Л. Аскназий. Суета сует»»


 17 июля 2013 года в 15.00 в Голубом зале Научно-исследовательского музея Российской академии художеств открывается новая выставка из фондов «Неизвестный И. Л. Аскназий. Суета сует»». 
 
На ней представлено четыре знаковых живописных произведения академика исторической живописи Исаака Львовича Аскназия (1856-1902). Самой ранней картиной, показываемой впервые после 1903 года и только что прошедшей реставрацию, является работа «Авраам изгоняет из дома Агарь» (1878 г.). Эта первая законченная композиция принесла молодому художнику малую золотую медаль. Монументальное произведение «Моисей в пустыне», написанное в Италии в период совершенствования в искусстве, характеризует зрелое творчество живописца. В 1885 г. оно было по достоинству оценено Императорской Академией художеств, удостоившей автора звания академика. Третье полотно, выполненное в конце жизни и давшее название выставке, – «Экклезиаст. Суета сует» (1899 г.), было предназначено специально для Русского павильона Всемирной выставки в Париже 1900 года.  Художника вдохновила самая философская книга Библии – Книга Экклезиаста или Проповедника, оказавшая огромное влияние на умы людей.
В Голубом зале показан портрет Аскназия, написанный В.Е. Савинским во время совместного пребывания в Риме, а также ранняя картина самого Аскназия «Марранка. (В темнице)», на которой живописец изобразил свою будущую жену.
 
Выставка работает до 11 августа.
Контактное лицо – Вероника Траяновна Богдан (8921 9513299).
 


Неизвестный Аскназий (1856-1902)
 
Академик исторической живописи Исаак Львович (Ицык Лейбович) Аскназий родился 16 января 1856 г. в г. Дриссе Витебской губернии, в семье купца 2-ой гильдии. Семья была религиозной и, видимо, его отцу стоило долгих и тяжелых раздумий решение разрешить младшему сыну стать художником. 18 августа 1870 г. в Правление Императорской Академии художеств поступило прошение от полоцкого мещанина Лейбы Аскназия с просьбой проэкзаменовать его сына Исаака и принять в число вольноприходящих учеников. Выполненный в классах рисунок с гипсовой головы удовлетворил Совет Академии и юноша начал учиться, внося плату за посещение художественных классов в размере 12 рублей 50 копеек каждые полгода. Осенью 1874 г. Аскназий перешел в число учеников Академии и перестал платить  за обучение. Статус действительного ученика, вернее наличие серебряной медали за учебную работу, принесло еще одну существенную льготу – он получил отсрочку от призыва на военную службу до 28 лет.
Существовавшая система помесячных дежурств педагогов дала ему возможность учиться у всех ведущих профессоров исторической живописи: А.Т. Маркова, П.М. Шамшина, В.П. Верещагина, К.Б. Венига, а также П.П. Чистякова. Аскназий проходил академический курс успешно: за выполненные в натурном классе рисунки и живописные этюды в 1874 и в 1875 г. он был удостоен двух малых серебряных медалей, а в 1877 – двух больших серебряных наград. В том же году он подал прошение о допущении к конкурсу на малую золотую медаль. Тогда же ему и Александру Попову была предоставлена мастерская, где молодые люди начали работать над своими первыми законченными картинами по теме, выбранной Советом Академии: «Авраам изгоняет Агарь с сыном ее Измаилом». Аскназий хорошо справился с заданием, продемонстрировав умение построить композицию. Картине присуща условность, характерная для многих произведений академической школы, и несколько сухая манера исполнения. Но знаменательно, что уже в первой более или менее самостоятельной работе будущий художник проявил интерес к возможностям пленэрной живописи. Это ощущается в колористическом решении картины, сюжет которой позволил  уделить довольно значительное место пейзажу. Программа, написанная в 1878 г., поступила в музей в 1971. Плохое состояние сохранности полотна не позволяло в течение нескольких десятилетий включать картину в состав выставок. Завершенная в 2013 г. реставрация дает возможность экспонировать произведение наряду с другими работами художника.
В 1879 г. Исаак Аскназий  закончил полный курс обучения. Картина «Блудница перед Христом» (ГРМ) принесла ему большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для совершенствования за счет казны, а также звание классного художника I степени с правом на чин X класса при поступлении на государственную службу. Все это давало  прочное положение в обществе, гарантировало обеспеченность заказами.
В ожидании ассигнований для далекого путешествия,  Аскназий просит Академию художеств предоставить мастерскую, в которой пишет картину «В темнице» (второе название «Марранка», 1880 г.). Как гласит семейная легенда, героиня написана с его будущей жены Софьи. Идея исторического портрета–картины заложена в самом названии произведения. Молодой живописец обратился к эпохе испанского средневековья: именно в этой стране марранами называли евреев, формально принявших католицизм, но втайне продолжавших исповедовать иудаизм, что и способствовало появлению инквизиции.
В конце октября 1880 г. Исаак Аскназий отправился в пенсионерскую поездку. Его путь пролегал через Германию. Проехав через Кенигсберг, он посетил Берлин и Дрезден, осматривая картинные галереи. Посещал мастерские известных художников – в частности, профессора Берлинской Академии художеств А.А. Вернера, живописцев Л. Кнауса и П. Меергейма. Весной 1881 г. с рекомендательным письмом к европейской знаменитости Х. Маккарту Аскназий из Праги отправился в Вену. Но конечной целью путешествия была Италия.
Задержавшись в очаровавшей его Венеции, художник посвящает все свое время изучению манеры Тициана, Тинторетто, Веронезе. Затем через Падую, Флоренцию и Болонью, в декабре 1881 г. он прибыл в Рим. Попав под влияние великих венецианских колористов, Аскназий начинает обращать пристальное внимание на цветовое решение этюдов и картин.
Получая положенное ему содержание в размере 463 рублей 50 копеек каждые полгода, художник мог позволить себе путешествовать. В 1884 г. вместе с В.Е. Савинским они посетили выставку в Турине, а затем и парижский Салон, побывали в мастерской М.М. Антокольского. Экспонируемый на выставке погрудный портрет в шубе был написан Савинским в начале 1885 г., перед возвращением  Аскназия в Россию.
В сентябре 1885 г. Аскназий отчитывается перед Советом Императорской Академии художеств, вынеся на его суд две большие работы – "Палач с головой Иоанна Крестителя" и "Моисей в пустыне”. Совет нашел, что «… пенсионерское пребывание за границей во многом способствовало развитию его художественного таланта» и одобрил исполнение названных картин. «Моисей в пустыне», помещенный на академическую выставку 1885 г., понравился и президенту Императорской Академии художеств великому князю Владимиру Александровичу, лично выразившему свое одобрение автору во время посещения экспозиции. В том же 1885г. художник получил звание академика.
Над картиной «Моисей в пустыне, задумывающий предприятие свое об избавлении израильтян от египтян» (1885 г.) живописец начал работать в Риме в марте 1882 г. Он выбрал сложный психологический момент, требовавший от Моисея концентрации воли и уверенности в правильности избранного им пути, необходимые перед его разговором с фараоном Египта. Умело построив композицию, художник продемонстрировал не только владение рисунком, но и свои достижения в области пленэрной живописи, результаты длительного совершенствования в колорите. Как и в картине на малую золотую медаль, Аскназий показал, что хорошо чувствует и умеет изображать пейзаж. В 1885 г. после долгих переговоров произведение было приобретено П.М. Третьяковым для его галереи. В собрание Научно-исследовательского музея Российской академии художеств картина была передана из Третьяковской галереи в 1950 г.
Образцом позднего творчества художника, отразившим черты искусства модерна с его стремлением к повышенной декоративности, является монументальное полотно «Экклезиаст. (Суета сует и всяческая суета)», 1899. Выверенная композиция, прекрасный рисунок, знание стиля изображаемой эпохи – все свидетельствует о том, что картина выполнена рукой мастера. Восточная роскошь убранства интерьера дворца и одежд  сидящего на троне царя Соломона лишь подчеркивают главную идею произведения: внешнее великолепие - это все суета. Произведение, которому Аскназий посвятил шесть лет жизни, вошло в экспозицию Русского отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Автор мечтал, чтобы полотно было приобретено Академией художеств для Русского музея императора Александра III. Однако, картина, купленная в 1901 г. за пять тысяч рублей, в новый музей не попала, оставшись в академической коллекции. Многочисленные этюды и эскизы для нее были впервые показаны на «Посмертной выставке работ академика И.Л. Аскназия», открывшейся в академических залах в 1903 году.
Поводом показать часть хранящихся в собрании НИМ РАХ произведений И.Л. Аскназия послужило долгожданное завершение реставрации академической программы «Авраам изгоняет из дома Агарь с сыном ее Измаилом». Все три картины - за исключением портретов – выполнены на библейские сюжеты. Выставка дает возможность получить представление обо всех этапах творчества художника.



 

вернуться назад вернуться назад
Оценка качества работы музея на сайте Министерства культуры РФ
Уважаемые посетители! Просим вас принять участи...
25 мая Музей Академии художеств закрыт
 25 мая Музей Академии художеств закрыт по те...
Адреса
и карты проездов
филиалов




© 2008-2017 НИМРАХ. Дизайн - Петрова Е. Программирование - Станислав Якуббо - создание сайтов.

Цитирование и перепечатка материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя.