Музей
Выставки
Коллекции
События
Научная работа
Музей-детям
Информация
Санкт-Петербург, Университетская наб., 17
Тел.:  (812)323-3578, (812) 323-6496 
 
 
Скоро
Текущие
Постоянные
Архив выставок
Фотогалерея









Группа ВКонтакте

Группа FaceBook

Youtube

Instagram

Twitter



Подписка на рассылку:


Выставка "Иван Годлевский - продолжение традиций русского импрессионизма"


7 октября 2015 года в Тициановском зале музея откроется выставка "Иван Годлевский - продолжение традиций русского импрессионизма". Выставку представит Владимир Каплунов - эксперт по русскому искусству ХХ века. На выставке будут представлены работы выпускника академии, любимого ученика профессора А.А. Осмёркина Ивана Ивановича Годлевского.

 

"Для одного — творческая работа пытка.
Для другого — смысл жизни, возможность испытать подлинное счастье".
Из дневника И.И. Годлевского

 

 

Иван Иванович Годлевский родился в г. Добромеричи (тогда территория Польши) в 1908г. В 1913 его родители погибли в первой мировой войне и он попал в приют графини Веньяминовой в Москве, после революции воспитывался в детском доме. С раннего детства Иван увлекался живописью. В 1926г. закончил Миргородское Художественное училище и затем поступил в Киевскую Академию, где был замечен замечательным художником, профессором Академии Кричевским. После Киевской Академии был призван в армию, где служил до 1935г. В 1936 был принят в Ленинградскую Художественную Академию за качество своих работ без экзаменов. Учился в ателье Александра Александровича Осьмеркина, был его любимым учеником и был дружен с мэтром до конца его жизни. Война застала художника в Гурзуфе, где он писал свою дипломную работу. Годлевский ушел в армию, прошел всю войну, был награжден и демобилизовался в 1946г. Смог окончить Академию только в 1949г и стал преподовать в знаменитой «Мухинке». В это же время он был избран председателем живописной секции ленинградского отделения Союза художников. Член партии, герой войны, профессор престижного вуза и руководитель секции живописи, Годлевский мог бы сделать фантастическую карьеру. Однако он был исключительно честен в отношениях с искусством и никогда не изменял своим художественным принципам. Годлевкий работал не для признания, а для искусства. В своем дневнике он писал, что творчество — это путь к абсолютному счастью и единственный смысл жизни. В 1956г. Годлевский выполнил важный государственный заказ и получил за него солидную сумму денег. Он оставил профессорскую кафедру и полностью посвятил себя своей страсти — живописи. Создавать картины для него было жизненной необходимостью. Именно поэтому в его картинах легко увидеть не только большой талант художника, но и его собственное ощущение полноты бытия. Глубоко изучив основы импрессионизма, художник создал свой яркий, легко узнаваемый, индивидуальный стиль в живописи ещё в начале 1950х годов. Примечательно то, что этот стиль остался с художником до конца его жизни.

В 1961г. в выставочном зале Ленинградского Союза художников прошла первая персональная выставка И. И. Годлевского. Чтобы попасть на неё, люди стояли в очереди, которая начиналась на улице. Но тогдашние газеты ругали художника за формализм и «французистость». Но всё - таки выставка была настолько успешной, что её утвердили для показа в 12 городах, однако после Ленинграда она прошла только во Львове. Затем была известная выставка в Манеже, на которой разгромили художников, отступающих от соцреализма и Вера Дмитриевна, жена художника, отозвала картины, опасаясь, что у Годлевского начнутся проблемы с властями.

Вторая персональная выставка была организована в Союзе художников только в 1978г. Традиционно персональные выставки в выставочном зале Союза Художников проходят на восьмидесятую годовщину художника. Когда Годлевскому исполнилось 80 лет в 1988г., он пошел к директору Союза художников, членом которого состоял с 1949 года, и попросил организовать для него персональную выставку. «Вы пишете в том же стиле?», спросили у художника в Союзе, -  конечно, с гордостью ответил художник. «Тогда нам Ваши работы не нужны», -  ответили ему в Союзе.

Я познакомился с Годлевским в 1990 и был поражен его прекрасными работами. Когда Я спросил у него, каким образом все работы находятся в ателье, почему они не в музеях и не в частных коллекциях, он ответил: «Они никому не нужны». Я пригласил его в Париж и на первой выставке из 150 работ, представленных на суд французской публике, на известном парижском аукционе Друо, 148 были проданы. Годлевский стал известным художником во Франции и решил там остаться, чтобы продолжать создавать свою прекрасную живопись. Он поселился со своей женой на Юге Франции в городке Ле Прадэ, неподалеку от Сан- Тропе.

В течение этого времени выставки И. Годлевского были организованы во Франции, Испании, Германии, Швейцарии, Бельгии, Голландии, Швеции и Италии. В 1994г. на выставке в Галерее Елисей в Гамбурге картина художника была официально передана в дар Русскому музею. В Декабре  1996г. художник решил вернуться в Россию, в своё ателье в Санкт Петербурге. В 1998г. художника не стало.

 

Владимир Каплунов,

Эксперт по русскому искусству XX века

 

В парадных залах музея Академии художеств открыта выставка живописных работ Ивана Ивановича Годлевского.  Он закончил Академию художеств перед второй мировой войной в мастерской профессора Александра Александровича Осмёркина. Интерес к французской живописи, глубокое знание и изучение художественного наследия, живописной техники и философии импрессионистов, безусловно, были влиянием учителя – известного русского сезанниста. Творческий почерк художника характеризуют любовь к цветовому пятну, умелое владение декоративными возможностями обобщающей манеры письма. Такая выразительная стилистика удачно вписалась в общее русло искусства 1960-х годов, на эпоху которых пришёлся расцвет творчества И.И. Годлевского. Недаром на выставке 1991 года в Париже работы художника получили необычайно высокую оценку и имели большой успех.

Кроме произведений Годлевского, на выставке демонстрируются произведения  прекрасных художников русского зарубежья, созданные в предвоенные годы. Небольшие по размеру, замечательные полотна Бориса Григорьева и Константина Коровина полны выразительности и драматизма.

Творчество одного из любимых учеников И.Е. Репина - Константина Вещилова представлено изображением морского прибоя. Перед первой мировой войной автору довелось работать в должности художника Морского ведомства и создать большое число произведений, посвящённых изображению военных кораблей и сражений. Любовь к морской тематике и пейзажам художник пронёс через всю жизнь, хотя работал во многих жанрах, создавая сюжетные и исторические композиции, портреты, даже театральные декорации.  Венецианский пейзаж Георгия Лапшина привлекает праздничностью живописи, прекрасным пленэрным чутьём в передаче света и цвета. Творчество известного французского пейзажиста Александра Альтмана представлено свежими по живописи работами, изображающими сельские виды Франции и ярким цветочным натюрмортом в многоугольной декоративной раме. Лиричный пейзаж берега Сены  принадлежит кисти Николая Кричевского, с конца 1920-х годов жившего и работавшего в Париже. Его дар тонкого акварелиста находит отражение и в этой живописной работе, наполняя её задумчивой нежностью речной атмосферы Парижа.

Творчество Михаила Кикоина и Оттона Фриеза, которых роднит любовь к французскому импрессионизму, представлено несколькими натюрмортами и портретными композициями. Эти работы хороши не только высоким профессионализмом авторов, но и точным ощущением своего времени и стиля.

Выставка даёт возможность познакомиться с малоизвестными произведениями художников, чьё зрелое творчество развивалось вне границ России. Возможность опираться на опыт и профессиональные знания, приобретённые до эмиграции,  в сочетании с общеевропейским культурным контекстом дали плодотворные результаты в их искусстве.

Кроме этой выставки, в Голубом Зале музея продолжается экспонирование проекта «Она – и звание художника», открытое фондом «Про арте» в рамках фестиваля «Современное искусство в традиционном музее».  Сообщество молодых авторов представляет своё исследование о роли женщины в творческом художественном процессе в Академии художеств. Создатели идеи используют оригинальный креативный способ подачи материала, включающий элементы движущегося видеоряда и аудиосопровождения.

 Автор текста ст.н.с. НИМРАХ Анастасия Алексеева

 

 

 

вернуться назад вернуться назад
Противодействие коррупции
 Противодействие коррупции Из Федерального з...
Концерт памяти академика живописи Олега Аркадьевича Еремеева
 МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ...
Адреса
и карты проездов
филиалов




© 2008-2017 НИМРАХ. Дизайн - Петрова Е. Программирование - Станислав Якуббо - создание сайтов.

Цитирование и перепечатка материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя.