Музей
Выставки
Коллекции
События
Научная работа
Музей-детям
Информация
Санкт-Петербург, Университетская наб., 17
Тел.:  (812)323-3578, (812) 323-6496 
 
 
Скоро
Текущие
Постоянные
Архив выставок
Фотогалерея









Группа ВКонтакте

Группа FaceBook

Youtube

Instagram

Twitter



Подписка на рассылку:


Выставка "Иван Годлевский - продолжение традиций русского импрессионизма"


7 октября 2015 года в Тициановском зале музея откроется выставка "Иван Годлевский - продолжение традиций русского импрессионизма". Выставку представит Владимир Каплунов - эксперт по русскому искусству ХХ века. На выставке будут представлены работы выпускника академии, любимого ученика профессора А.А. Осмёркина Ивана Ивановича Годлевского.

 

"Для одного — творческая работа пытка.
Для другого — смысл жизни, возможность испытать подлинное счастье".
Из дневника И.И. Годлевского

 

 

Иван Иванович Годлевский родился в г. Добромеричи (тогда территория Польши) в 1908г. В 1913 его родители погибли в первой мировой войне и он попал в приют графини Веньяминовой в Москве, после революции воспитывался в детском доме. С раннего детства Иван увлекался живописью. В 1926г. закончил Миргородское Художественное училище и затем поступил в Киевскую Академию, где был замечен замечательным художником, профессором Академии Кричевским. После Киевской Академии был призван в армию, где служил до 1935г. В 1936 был принят в Ленинградскую Художественную Академию за качество своих работ без экзаменов. Учился в ателье Александра Александровича Осьмеркина, был его любимым учеником и был дружен с мэтром до конца его жизни. Война застала художника в Гурзуфе, где он писал свою дипломную работу. Годлевский ушел в армию, прошел всю войну, был награжден и демобилизовался в 1946г. Смог окончить Академию только в 1949г и стал преподовать в знаменитой «Мухинке». В это же время он был избран председателем живописной секции ленинградского отделения Союза художников. Член партии, герой войны, профессор престижного вуза и руководитель секции живописи, Годлевский мог бы сделать фантастическую карьеру. Однако он был исключительно честен в отношениях с искусством и никогда не изменял своим художественным принципам. Годлевкий работал не для признания, а для искусства. В своем дневнике он писал, что творчество — это путь к абсолютному счастью и единственный смысл жизни. В 1956г. Годлевский выполнил важный государственный заказ и получил за него солидную сумму денег. Он оставил профессорскую кафедру и полностью посвятил себя своей страсти — живописи. Создавать картины для него было жизненной необходимостью. Именно поэтому в его картинах легко увидеть не только большой талант художника, но и его собственное ощущение полноты бытия. Глубоко изучив основы импрессионизма, художник создал свой яркий, легко узнаваемый, индивидуальный стиль в живописи ещё в начале 1950х годов. Примечательно то, что этот стиль остался с художником до конца его жизни.

В 1961г. в выставочном зале Ленинградского Союза художников прошла первая персональная выставка И. И. Годлевского. Чтобы попасть на неё, люди стояли в очереди, которая начиналась на улице. Но тогдашние газеты ругали художника за формализм и «французистость». Но всё - таки выставка была настолько успешной, что её утвердили для показа в 12 городах, однако после Ленинграда она прошла только во Львове. Затем была известная выставка в Манеже, на которой разгромили художников, отступающих от соцреализма и Вера Дмитриевна, жена художника, отозвала картины, опасаясь, что у Годлевского начнутся проблемы с властями.

Вторая персональная выставка была организована в Союзе художников только в 1978г. Традиционно персональные выставки в выставочном зале Союза Художников проходят на восьмидесятую годовщину художника. Когда Годлевскому исполнилось 80 лет в 1988г., он пошел к директору Союза художников, членом которого состоял с 1949 года, и попросил организовать для него персональную выставку. «Вы пишете в том же стиле?», спросили у художника в Союзе, -  конечно, с гордостью ответил художник. «Тогда нам Ваши работы не нужны», -  ответили ему в Союзе.

Я познакомился с Годлевским в 1990 и был поражен его прекрасными работами. Когда Я спросил у него, каким образом все работы находятся в ателье, почему они не в музеях и не в частных коллекциях, он ответил: «Они никому не нужны». Я пригласил его в Париж и на первой выставке из 150 работ, представленных на суд французской публике, на известном парижском аукционе Друо, 148 были проданы. Годлевский стал известным художником во Франции и решил там остаться, чтобы продолжать создавать свою прекрасную живопись. Он поселился со своей женой на Юге Франции в городке Ле Прадэ, неподалеку от Сан- Тропе.

В течение этого времени выставки И. Годлевского были организованы во Франции, Испании, Германии, Швейцарии, Бельгии, Голландии, Швеции и Италии. В 1994г. на выставке в Галерее Елисей в Гамбурге картина художника была официально передана в дар Русскому музею. В Декабре  1996г. художник решил вернуться в Россию, в своё ателье в Санкт Петербурге. В 1998г. художника не стало.

 

Владимир Каплунов,

Эксперт по русскому искусству XX века

 

В парадных залах музея Академии художеств открыта выставка живописных работ Ивана Ивановича Годлевского.  Он закончил Академию художеств перед второй мировой войной в мастерской профессора Александра Александровича Осмёркина. Интерес к французской живописи, глубокое знание и изучение художественного наследия, живописной техники и философии импрессионистов, безусловно, были влиянием учителя – известного русского сезанниста. Творческий почерк художника характеризуют любовь к цветовому пятну, умелое владение декоративными возможностями обобщающей манеры письма. Такая выразительная стилистика удачно вписалась в общее русло искусства 1960-х годов, на эпоху которых пришёлся расцвет творчества И.И. Годлевского. Недаром на выставке 1991 года в Париже работы художника получили необычайно высокую оценку и имели большой успех.

Кроме произведений Годлевского, на выставке демонстрируются произведения  прекрасных художников русского зарубежья, созданные в предвоенные годы. Небольшие по размеру, замечательные полотна Бориса Григорьева и Константина Коровина полны выразительности и драматизма.

Творчество одного из любимых учеников И.Е. Репина - Константина Вещилова представлено изображением морского прибоя. Перед первой мировой войной автору довелось работать в должности художника Морского ведомства и создать большое число произведений, посвящённых изображению военных кораблей и сражений. Любовь к морской тематике и пейзажам художник пронёс через всю жизнь, хотя работал во многих жанрах, создавая сюжетные и исторические композиции, портреты, даже театральные декорации.  Венецианский пейзаж Георгия Лапшина привлекает праздничностью живописи, прекрасным пленэрным чутьём в передаче света и цвета. Творчество известного французского пейзажиста Александра Альтмана представлено свежими по живописи работами, изображающими сельские виды Франции и ярким цветочным натюрмортом в многоугольной декоративной раме. Лиричный пейзаж берега Сены  принадлежит кисти Николая Кричевского, с конца 1920-х годов жившего и работавшего в Париже. Его дар тонкого акварелиста находит отражение и в этой живописной работе, наполняя её задумчивой нежностью речной атмосферы Парижа.

Творчество Михаила Кикоина и Оттона Фриеза, которых роднит любовь к французскому импрессионизму, представлено несколькими натюрмортами и портретными композициями. Эти работы хороши не только высоким профессионализмом авторов, но и точным ощущением своего времени и стиля.

Выставка даёт возможность познакомиться с малоизвестными произведениями художников, чьё зрелое творчество развивалось вне границ России. Возможность опираться на опыт и профессиональные знания, приобретённые до эмиграции,  в сочетании с общеевропейским культурным контекстом дали плодотворные результаты в их искусстве.

Кроме этой выставки, в Голубом Зале музея продолжается экспонирование проекта «Она – и звание художника», открытое фондом «Про арте» в рамках фестиваля «Современное искусство в традиционном музее».  Сообщество молодых авторов представляет своё исследование о роли женщины в творческом художественном процессе в Академии художеств. Создатели идеи используют оригинальный креативный способ подачи материала, включающий элементы движущегося видеоряда и аудиосопровождения.

 Автор текста ст.н.с. НИМРАХ Анастасия Алексеева

 

 

 

вернуться назад вернуться назад
Оценка качества работы музея на сайте Министерства культуры РФ
Уважаемые посетители! Просим вас принять участи...
25 мая Музей Академии художеств закрыт
 25 мая Музей Академии художеств закрыт по те...
Адреса
и карты проездов
филиалов




© 2008-2017 НИМРАХ. Дизайн - Петрова Е. Программирование - Станислав Якуббо - создание сайтов.

Цитирование и перепечатка материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя.