Музей
Выставки
Коллекции
События
Научная работа
Музей-детям
Информация
Санкт-Петербург, Университетская наб., 17
Тел.:  (812)323-3578, (812) 323-6496 
 
 
Скоро
Текущие
Постоянные
Архив выставок
Фотогалерея









Группа ВКонтакте

Группа FaceBook

Youtube

Instagram

Twitter



Подписка на рассылку:


Выставка «Автопортрет и портрет художника. XVIII-XXI в.»



 Выставка «Автопортрет и портрет художника» посвящена образу Творца в изобразительном искусстве. Каким видит себя художник и каким он хочет, чтобы его видели окружающие? Каким он хочет остаться для потомков? Как художники изображали собратьев по цеху? На эти вопросы пытается ответить выставка, ядром которой является замечательное собрание портретов Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств.

                                
 
           

В Рафаэлевском зале сосредоточены живописные работы начала XIX- начала XX вв., карандашные и скульптурные портреты русских художников. Среди них немного автопортретов, но каждый из них по-своему уникален. В отличие от хорошо известного «Автопортрета с братом» (1814 г.) П.В. Басина, выполненного  во время обучения, «Автопортрет, освещенный сзади» (1816 г.) А.Г. Варника (Варнека), а также автопортреты С.С. Пименова (1830 –е), В.И. Штеренберга (конец 1830-х), И.К. Макарова (конец 1830-х – начало 1840-х), Ф.М. Гувениуса (1837 г.), М.Н. Чивилева (1858 г.) известны мало. Как правило, все они, за исключением автопортретов Варнека и скульптора С.С. Пименова, выполнены молодыми людьми в начале их творческого пути. 

Особенно прочно с Академией художеств был связан А.Г. Варнек  (1782-1843),  довольно полно представленный в собрании музея, где хранится  шесть портретов его работы. Сын краснодеревщика из Данцига, молодой живописец, учившийся в Академии  у С.С. Щукина, после возвращения из Италии в 1810 г. начал сам преподавать в alma mater. Возглавив вначале класс миниатюрной живописи, он с 1828 г. становится руководителем портретного класса. Академия художеств часто привлекала Варнека для консультаций как эксперта, когда вставал вопрос о приобретениях для академического собрания или Императорского Эрмитажа. В дополнение к преподаванию, Александр Григорьевич  с 1824 г. был хранителем рисунка и эстампов  Эрмитажа, а с 1832 – заведовал Кабинетом эстампов в Академии художеств. Варнек неоднократно обращался к жанру автопортрета: известны его написанный в Риме «Автопортрет с палитрой и кистями в руке» (1805-06 гг., ГТГ), два «Автопортрета в бархатном берете с рейсфедером в руках» (один из них в  ГРМ, другой в ГТГ), в Третьяковской галерее находятся еще два автопортрета мастера. На выставке показан   «Автопортрет, освещенный сзади» из собрания музея. Именно у Варнека учился Ф.М. Говениус (Гувениус) – живописец, о котором практически ничего неизвестно, за исключением того, что в 1832 г. он получил звание свободного художника. На подрамнике есть надпись,   сделанная заботливыми родственниками для того, чтобы память о предке-художнике в семье сохранилась. Помимо фамилии и имени молодого живописца, указано название работы, год создания и даже число и месяц рождения автора, чей автопортрет был приобретен в музей в 1935 г. у внучки художника.

Особого внимания заслуживает портрет архитектора А.М. Горностаева, выполненный неизвестным русским живописцем между 1834 и 1838 годами, когда Горностаев находился в Италии. Алексей Максимович Горностаев считался «истинным возродителем национального стиля в новейшем русском зодчестве». Поступив в 1829 году в Царскосельское дворцовое управление  помощником  архитектора к профессору А. П. Брюллову, он в 1831 г. принял участие в строительстве Михайловского театра в С.-Петербурге. По возвращении из Италии, Горностаев  вновь работает под руководством А.П. Брюллова  в строительной комиссии по возобновлению Зимнего дворца. Из построек Горностаева наиболее известны дача графа Орлова-Денисова в Коломягах; римско-католический коллегиум в Санкт-Петербурге, перестроенный из усадьбы Державина, Успенский собор в Хельсинки. С конца 1840-х начинается новый этап в его творчестве, связанный с работой над проектом церквей и монастырских зданий на  острове Валааме и в Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. В них он отошел от господствовавших тогда ренессансных и псевдовизантийских форм. Его поиски были направлены на творческое переосмысление древнерусской архитектуры и романского зодчества. По чертежам Горностаева были возведены две постройки в центре столицы -  часовня Христа Спасителя Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря на Невском проспекте, № 33а, у Гостиного двора, снесенная в 1929 году, и  дом подворья Троицко-Сергиевской лавры (набережная р. Фонтанки, 44).

И.К. Макаров, модный портретист  второй половины  XIX  столетия, представлен своим юношеским автопортретом, выполненным в конце 1830-начале 1840-х, еще до поступления в Академию художеств, когда он учился у отца в школе живописи в Саранске. Слабое здоровье не позволило развиться таланту двух даровитых художников – В.И. Штеренберга и М.Н. Чивилева, чьи автопортреты можно видеть в экспозиции. Василий Иванович Штеренберг (1818-1845) учился в Академии художеств у М.Н. Воробьева. Его автопортрет ориентировочно датируется временем завершения академического курса. В 1838 г. он получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для усовершенствования. От скончавшегося за границей 27-летнего художника сохранились лишь итальянские этюды, которые охотно покупали русские коллекционеры Ф.И. Прянишников, П.М. Третьяков. Еще  меньше – 24 года жизни – было отпущено М.Н. Чивилеву (1837-1861). Исторический живописец, он учился у Ф.А. Бруни и успел получить только малую золотую медаль за картину «Сцена из Олимпийских игр. Бег», на которой изобразил себя в образе глашатая. Отправленный для лечения от чахотки за границу, Чивилев умер в Дрездене и не успел завершить «Автопортрет» (1858 г). Живописные достоинства работы и талант юного художника очаровали устроителей большой выставки портретов, проходившей в 1905 году в Таврическом дворце и они включили произведение в ее состав.

На выставке  экспонируются портреты известных живописцев, скульпторов, граверов  и архитекторов, написанные собратьями по профессии. Некоторые подчеркнуто репрезентативны - это, как правило, программы, за которые присуждались звания академика. Среди них выделяются портреты живописцев А.Е. Егорова, которого современники называли «Русским Рафаэлем», работы А.А. Васильева;  А.И. Иванова И.С. Бугаевского-Благодарного; пейзажиста М.Н. Воробьева кисти С.С. Ершова. Все они изображены с «околичностями» - атрибутами профессии (книгами, гравюрами, кистями, папками с рисунками, мольбертами). Несколько особняком стоит  «Портрет графа Ф.П. Толстого» работы П.Н. Михайлова (1815г.), принесший автору звание академика. Произведение отличается поэтической трактовкой образа. Ф.П. Толстой занимался живописью, скульптурой, иллюстрировал литературные произведения; сочинял оперы и балеты. Широкую известность и признание ему принесла серия  медальонов на темы Отечественной войны 1812 года. Живописец-баталист А.И. Зауервейд, закончивший Дрезденскую Академию художеств,  прибыл в Петербург в 1817 г. по приглашению великого князя Николая Павловича уже известным художником. Став первым живописцем императора Николая I, в 1831 г. он назначается руководителем батального класса Академии художеств. Изображение профессора выполнено в начале 1840-х гг.  его учеником  Г.(Б.)П. Виллевальде, возглавившим батальный класс после кончины Зауервейда. В 1845 г.  Виллевальде удостоен звания академика «по известным трудам по части батальной живописи»  и за портрет А.И. Зауервейда, попавший, вопреки традиции, в  семью изображенного, а не в академическое собрание. В 1867 г. картина была приобретена Академией у вдовы сына художника, Л.А. Зауервейд.    

Из  портретов художников-педагогов выбраны  изображения мастеров, сумевших оказать влияние на развитие русского искусства – не только через собственное творчество, но и через своих учеников. Это А.И. Иванов, А.Е. Егоров, К.П. Брюллов и П.П. Чистяков. Именно у первых двух профессоров учился К.П. Брюллов, живописец, удостоившийся триумфа за границей и получивший признание на родине. Копия знаменитого брюлловского автопортрета 1848 года, выполненная его учеником А.О. Корицким, прекрасно передает достоинства оригинала.

         Большая коллективная работа «Постановка натуры в мастерской И.Е. Репина в Академии художеств» создавалась учениками Ильи Ефимовича с 1899 по 1903 год по эскизу Б.М. Кустодиева, изображенного спиной к зрителю на первом плане. На полотне мы видим И.Е. Репина, Ф.А. Малявина (в центре), И.Я. Билибина, И.С. Куликова, А.А. Мурашко, Д.Ф. Богословского, А.П. Остроумову. Интерьер мастерской до сих пор сохранился,  сейчас это мастерская профессора Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина В.В. Соколова (а до него – В.В. Пименова). В те годы, когда Всероссийская Академия художеств находилась в Ленинграде и ее возглавлял ученик И.Е. Репина И.И. Бродский, он вел занятия в мастерской, в которой некогда учился сам. Картина А.П. Зарубина «Профессор И.И. Бродский в мастерской со своими учениками» 1938 года продолжает экспозицию в Тициановском зале.   

         Рисунок русских художников представлен работами В.Е. Савинского, И.Е. Репина, Б.М. Кустодиева, К.А. Сомова, И.Б. Стреблова,  В.С.Щербакова, выполненными в начале XX столетия. Открытием станут рисунки  Ивана Богдановича Стреблова ( 1875-1951) - портреты  Г.Р. Залемана 1915 г. и В.В. Матэ, только что прошедшие сложную реставрацию.  Особый интерес представляет рисунок П.В. Митурича «Художник Н.С. Самокиш за работой в прифронтовой полосе», 1915 г.  Произведения А.И. Лактионова, О.А. Еремеева, Ю.М  Непринцева, А.А. Мыльникова также характеризуют развитие жанра портрета в XX в., но уже в более поздний период – в 1930-1990-е гг. Портрет Е.Е. Моисеенко выполнен В.С. Михайловым в 1998 г. в годовщину смерти учителя и подарен автором музею.

Автопортреты и портреты художников XX-XXI вв., размещенные в Тициановском зале, наглядно показывают эволюцию жанра. Автопортреты А.П. Мочалова (1918 г.) и Н.А. Павлова, А.П. Шепелюка (1935 г.) и В.И. Суворова (1952 г.); «Портрет скульптора В.В. Лишева» (1953 г.) А.И. Васильева, портреты В. Л. Рыбалко работы Е.Е. Моисеенко, «Портрет А.Д. Зайцева» (1971 г.) А.И. Пархоменко, «Портрет скульптора М.А. Керзина» (1976 г.) В.М. Орешникова,  картины Ю.М. Непринцева, Н.Н. Репина - дают возможность практически по десятилетию представить себе развитие портретного творчества классического направления.

 

           
Живописные автопортреты художников XX столетия, хранящиеся в собрании музея почти монохромны, отличаются чрезвычайным лаконизмом исполнения и скупостью изобразительных средств. В отличие от них, в обоих автопортретах Г.П. Егошина, одного из сильнейших современных представителей петербургской  школы, решаются прежде всего проблемы создания образа и живописные задачи (также, как  и в «Портрете скульптора Л. Лазарева» А.В. Хачатряна).   

Русская гравюра представлена именами С. Владимирова, Н.И. Уткина, Ф. И.Иордана, Ф.И. Веревкина, В.В. Матэ, В.И. Маковского, М.В. Рундальцева, А.Н. Прошкина, Ю.М. Непринцева.

На выставке значительное место уделено изображению мастерской: «Постановка натуры в мастерской И.Е. Репина в Академии художеств», «Профессор И.И. Бродский в мастерской со своими учениками» А.П. Зарубина, «Мастерская» Е.Е. Моисеенко, «В мастерской» С.Л. Шаталова.  На последних двух картинах изображена бывшая батальная мастерская Академии художеств, находящаяся в академическом саду в небольшом строении. В 1957-1988 гг. ее руководителем был Е.Е. Моисеенко, посвятивший изображению мастерской одно из своих произведений, два варианта которого находятся в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств. В.С. Михайлов, ученик Евсея Евсеевича, помимо карандашного портрета учителя, представлен картиной «Мои однокурсники».

Скульптурный раздел включает произведения известных русских ваятелей – И.П. Витали (Портрет К.П. Брюллова) и его ученика Ф.Ф. Каменского (Портрет Ф.А. Бруни), М.А. Чижова и В.А. Беклемишева. В произведениях Н.А. Андреева и Э. Хименеса отражены образы двух выдающихся педагогов – И.Е. Репина и Г.Р. Залемана. «Портрет Л.Н. Бенуа» 1926 г. – успешного архитектора эпохи историзма - образец творчества М.Г. Манизера. А.Т. Матвеев, ученик П.П. Трубецкого, с 1918 г. преподававший в Академии художеств, а в 1932-1934 гг. директор Института живописи, скульптуры и архитектуры, остался в истории искусства как автор не только монументальной, но и мелкой пластики. Экспонируется его прекрасный автопортрет 1939 г. К 1960-м гг. относятся автопортреты И.В. Крестовского и М.А. Керзина. В 1970 г. архитектором Я.Н. Лукиным по случаю 25-летия Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной была выполнена плакетка с изображением  автора скульптурной группы «Рабочий и колхозница».     

  В экспозицию включены живописные работы современных петербургских живописцев Г.П. Егошина, А.В. Хачатряна, Т.С. Федоровой, позволяющие шире представить круг поисков и достижений петербургской школы XX-XXI в.

























































































 

вернуться назад вернуться назад
Противодействие коррупции
 Противодействие коррупции Из Федерального з...
Концерт памяти академика живописи Олега Аркадьевича Еремеева
 МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ...
Адреса
и карты проездов
филиалов




© 2008-2017 НИМРАХ. Дизайн - Петрова Е. Программирование - Станислав Якуббо - создание сайтов.

Цитирование и перепечатка материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя.

такие играть азартные игры онлайн бесплатно