Музей
Выставки
Коллекции
События
Научная работа
Музей-детям
Информация
Санкт-Петербург, Университетская наб., 17
Тел.:  (812)323-3578, (812) 323-6496 
 
 
Скоро
Текущие
Постоянные
Архив выставок
Фотогалерея









Группа ВКонтакте

Группа FaceBook

Youtube

Instagram

Twitter



Подписка на рассылку:


Выставка литографий А.Л. Каплана в музее-усадьбе И. Е. Репина «Пенаты»


27 января, в годовщину полного снятия блокады Ленинграда, в  Музее-усадьбе И.Е. Репина  "Пенаты "открывается  выставка  литографий из уникального  цикла "Ленинград " (1944-1956) Анатолия Львовича Каплана (1902-1980) из собрания Людмилы и Исаака Кушнир (Санкт–Петербург).

Уроженец   белорусского городка Рогачев, Анатолий Каплан в 1927 году окончил Академию художеств,  и до конца  дней  его  судьба была связана с  Ленинградом.
Пережив первую, самую жестокую зиму блокады, весной 1942 года Каплан был эвакуирован на Урал. После снятия блокады, в 1944 году он  вернулся в родной город.

Ленинград - израненный, полуразрушенный стал главной темой и  главным героем его литографий  тех лет.

В период с 1944 по 1956 годы в этой технике  им было создано более ста  видов любимого города. Эти работы уже давно  вошли  в золотой фонд самых значительных произведений  графического искусства.
Работы Анатолия Каплана хранятся в крупнейших музейных собраниях мира, его выставки
прошли в десятках стран Европы и Америки.
На выставке в музее – усадьбе И.Е. Репина «Пенаты» будут представлены 26  знаменитых литографий цикла "Ленинград " из собрания Исаака и Людмилы Кушнир (С.Петербург).
                                                                                                   

М.Ю.Герман.
После войны впервые так много Каплан рисует Ленинград. Обращение к пейзажу
пережившего блокаду города совершенно органично, те, кто помнит эти ослепшие,
с выбитыми стеклами и следами бомб и снарядов великолепными домами, салютами
над изуродованными дворцами, забытый в годы затемнения свет окон и фонарей,
понимает, каким пронзительным и святым мотивом стало все то, что рисовал Каплан.
Сначала это еще военный город, замерзший , пустой, едва побуждающийся к жизни
после мертвенных блокадных дней, потом все более оживающий, слабый но торжествен-
ный, и салют и фейерверки .
Особливость этих листов, как единого целого ощущается, наверное, сегодня острее,
чем в конце сороковых, в пору, когда естественное и благородное воодушевление еще
объединяло людей, несмотря на наступающее лихолетье.
Ныне же нетрудно увидеть, как далеко каплановская печальная сказка о Ленинграде
от официальных патриотических картинок.

 Л.В.Мочалов.
 В литографиях Каплана - жизнь в её насущных заботах, хроника событий дня.
Но вместе с тем - своеобразный лирический дневник художника, свидетеля исторических
будней города. Каплан смотрит на знакомые улицы, пережившие блокаду и хранящую
память о войне, взглядом, исполненным соучастия и нежности.
Его Ленинград  добрый, уютный, мягкий в своих очертаниях. В нем нет классически -
холодноватой строгости, торжественной музейности.
Он интимен - в том , где художник изображает непарадные улицы или набережные, и там
где обращается к историческим архитектурным ансамблям .
Правда мотивы классической архитектуры не очень ложатся на голос художника.
Однако он находит органичный для себя выход в том, что рисует не столько
архитектурные памятники, сколько изменчивую трепетную " атмосферу", воздушную
в которой они живут.


 Н.М.Козырева..

В Ленинграде  Каплан оставался в первую, самую трагическую блокадную зиму и был
отправлен в эвакуацию весной 1942 года.
В 1944 году Ленинград только начинал оправляться после ужаса почти девяти сотен
блокадных дней. Возвращение в город для многих было не меньшим потрясением, чем
отъезд, хотя за прошедшее время улицы привели в относительный порядок, жители
уже выглядели иначе. Жизнь брала свое.
Каплан сразу начал жадно и много рисовать все, что видел вокруг, заполняя набросками
альбом за альбомом.
Серия "Ленинград" - одно из самых поразительных и пронзительных признаний в любви,
какие знает мировая культура. Это одновременно и любовь-прощание и любовь -
воспоминание, любовь-надежда и любовь-покаяние.
Эмоциональные переживания были столь сильны, что художник долгое время не в силах
был расстаться с этой темой и продолжал работать над ней до середины 50-х годов.
Ему хотелось уйти от известного величественного, классического образа Ленинграда-
Петербурга созданного его предшественниками, прежде всего мастерами "Мира
искусства" - А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере, М.В.Добужинским, А.П.Остроумовой-Лебедевой.
Интонация их произведений была хорошо знакома, любима, но - иная, поскольку
безвозвратно изменилось время.
Каплан вернулся в город, переживший смертельный ужас и невосполнимые потери.
Эту атмосферу невозможно придумать для того, чтобы её воспроизвести, её нужно
было вспомнить...

Выставка продлится до 13 марта 2016 года.

                                                                                                  

 

 

 

вернуться назад вернуться назад
Декабрьские вечера в Академи Художеств
 Декабрьские вечера в Академи Художеств &nbs...
Вечер к 125-летию М.И.Цветаевой в доме-музее П.П.Чистякова
 Санкт-Петербургский Академический женский во...
Адреса
и карты проездов
филиалов




© 2008-2017 НИМРАХ. Дизайн - Петрова Е. Программирование - Станислав Якуббо - создание сайтов.

Цитирование и перепечатка материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя.