Музей
Выставки
Коллекции
События
Научная работа
Музей-детям
Информация
Санкт-Петербург, Университетская наб., 17
Тел.:  (812)323-3578, (812) 323-6496 
 
 
Скоро
Текущие
Постоянные
Архив выставок
Фотогалерея









Группа ВКонтакте

Группа FaceBook

Youtube

Instagram

Twitter



Подписка на рассылку:


Выставка литографий А.Л. Каплана в музее-усадьбе И. Е. Репина «Пенаты»


27 января, в годовщину полного снятия блокады Ленинграда, в  Музее-усадьбе И.Е. Репина  "Пенаты "открывается  выставка  литографий из уникального  цикла "Ленинград " (1944-1956) Анатолия Львовича Каплана (1902-1980) из собрания Людмилы и Исаака Кушнир (Санкт–Петербург).

Уроженец   белорусского городка Рогачев, Анатолий Каплан в 1927 году окончил Академию художеств,  и до конца  дней  его  судьба была связана с  Ленинградом.
Пережив первую, самую жестокую зиму блокады, весной 1942 года Каплан был эвакуирован на Урал. После снятия блокады, в 1944 году он  вернулся в родной город.

Ленинград - израненный, полуразрушенный стал главной темой и  главным героем его литографий  тех лет.

В период с 1944 по 1956 годы в этой технике  им было создано более ста  видов любимого города. Эти работы уже давно  вошли  в золотой фонд самых значительных произведений  графического искусства.
Работы Анатолия Каплана хранятся в крупнейших музейных собраниях мира, его выставки
прошли в десятках стран Европы и Америки.
На выставке в музее – усадьбе И.Е. Репина «Пенаты» будут представлены 26  знаменитых литографий цикла "Ленинград " из собрания Исаака и Людмилы Кушнир (С.Петербург).
                                                                                                   

М.Ю.Герман.
После войны впервые так много Каплан рисует Ленинград. Обращение к пейзажу
пережившего блокаду города совершенно органично, те, кто помнит эти ослепшие,
с выбитыми стеклами и следами бомб и снарядов великолепными домами, салютами
над изуродованными дворцами, забытый в годы затемнения свет окон и фонарей,
понимает, каким пронзительным и святым мотивом стало все то, что рисовал Каплан.
Сначала это еще военный город, замерзший , пустой, едва побуждающийся к жизни
после мертвенных блокадных дней, потом все более оживающий, слабый но торжествен-
ный, и салют и фейерверки .
Особливость этих листов, как единого целого ощущается, наверное, сегодня острее,
чем в конце сороковых, в пору, когда естественное и благородное воодушевление еще
объединяло людей, несмотря на наступающее лихолетье.
Ныне же нетрудно увидеть, как далеко каплановская печальная сказка о Ленинграде
от официальных патриотических картинок.

 Л.В.Мочалов.
 В литографиях Каплана - жизнь в её насущных заботах, хроника событий дня.
Но вместе с тем - своеобразный лирический дневник художника, свидетеля исторических
будней города. Каплан смотрит на знакомые улицы, пережившие блокаду и хранящую
память о войне, взглядом, исполненным соучастия и нежности.
Его Ленинград  добрый, уютный, мягкий в своих очертаниях. В нем нет классически -
холодноватой строгости, торжественной музейности.
Он интимен - в том , где художник изображает непарадные улицы или набережные, и там
где обращается к историческим архитектурным ансамблям .
Правда мотивы классической архитектуры не очень ложатся на голос художника.
Однако он находит органичный для себя выход в том, что рисует не столько
архитектурные памятники, сколько изменчивую трепетную " атмосферу", воздушную
в которой они живут.


 Н.М.Козырева..

В Ленинграде  Каплан оставался в первую, самую трагическую блокадную зиму и был
отправлен в эвакуацию весной 1942 года.
В 1944 году Ленинград только начинал оправляться после ужаса почти девяти сотен
блокадных дней. Возвращение в город для многих было не меньшим потрясением, чем
отъезд, хотя за прошедшее время улицы привели в относительный порядок, жители
уже выглядели иначе. Жизнь брала свое.
Каплан сразу начал жадно и много рисовать все, что видел вокруг, заполняя набросками
альбом за альбомом.
Серия "Ленинград" - одно из самых поразительных и пронзительных признаний в любви,
какие знает мировая культура. Это одновременно и любовь-прощание и любовь -
воспоминание, любовь-надежда и любовь-покаяние.
Эмоциональные переживания были столь сильны, что художник долгое время не в силах
был расстаться с этой темой и продолжал работать над ней до середины 50-х годов.
Ему хотелось уйти от известного величественного, классического образа Ленинграда-
Петербурга созданного его предшественниками, прежде всего мастерами "Мира
искусства" - А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере, М.В.Добужинским, А.П.Остроумовой-Лебедевой.
Интонация их произведений была хорошо знакома, любима, но - иная, поскольку
безвозвратно изменилось время.
Каплан вернулся в город, переживший смертельный ужас и невосполнимые потери.
Эту атмосферу невозможно придумать для того, чтобы её воспроизвести, её нужно
было вспомнить...

Выставка продлится до 13 марта 2016 года.

                                                                                                  

 

 

 

вернуться назад вернуться назад
Вечер спонтанного сочинения. Алексей Орелович
2 апреля в 16.00 в музее-квартире Исаака Бродского...
Оценка качества работы музея на сайте Министерства культуры РФ
Уважаемые посетители! Просим вас принять участи...
Адреса
и карты проездов
филиалов




© 2008-2017 НИМРАХ. Дизайн - Петрова Е. Программирование - Станислав Якуббо - создание сайтов.

Цитирование и перепечатка материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя.