Музей
Выставки
Коллекции
События
Научная работа
Музей-детям
Информация
Санкт-Петербург, Университетская наб., 17
Тел.:  (812)323-3578, (812) 323-6496 
 
 
Скоро
Текущие
Постоянные
Архив выставок
Фотогалерея









Группа ВКонтакте

Группа FaceBook

Youtube

Instagram

Twitter



Подписка на рассылку:


"Живопись и театральная графика Сергея Светлакова"


Сергей  Николаевич Светлаков родился в Казани в 1961 году.

В 1981 году он закончил Казанское художественное училище, в 1986 - закончил с отличием Ленинградский Государственный институт Театра, Музыки и Кинематографии (постановочный факультет) по специальности художник- постановщик драматического и музыкального театра. По окончании института в качестве сценографа осуществил несколько постановок в разных театрах страны: наиболее значительной работой стал дизайн костюмов к опере Эдисона Денисова " Пена Дней" по культовому роману Бориса Виана.Мировая премьера оперы состоялась в Париже в 1986 году. Пермский Театр Оперы и Балета поставил её специально для отчетных гастролей театра в Москве, в Большом Театре. Спектакль вПермском Академическом Театре Оперы и Балета стал первой премьерой этой сложной для сценического воплощения оперы Денисова в России.
В 1991 году Российский федеральный телевизионный канал РТР (ныне канал Россия1) снимает получасовой документальный фильм о творчестве Сергея для телевизионного цикла передач "Достояние Республики". В том же году фильм был неоднократно показан по каналу РТР.
В последние годы художник занимается в основном живописью -натюрморт, портрет и графикой.
 
 
Искусство Сергея Светлакова – реалистично в самом серьезном смысле слова.
Предметный мир в его картинах узнаваем, при этом все предметы, плоды, цветы, мельчайшие подробности материальной действительности обладают «лица необщим выраженьем» (Е. Баратынский). Эта пронзительная индивидуальность возникает благодаря той поэтической пристальности, с которой художник умеет видеть мир, тому артистизму, которым он владеет, той особливости,  что отличает его пластическую и хроматическую манеру.
Он видит с ослепительной точностью микроскопические молекулы простых вещей, угадывает в их простоте скрытую роскошь цвета и таинственные ритмы природных «конструкций». «Все камни одинаковы, все камни драгоценны, но человек видит лишь некоторые (Touteslespierressontprecieuses; maisl’hommen’envoisquequelues-unes)». Эти слова феи из «Синей птицы» Метерлинка вспоминаются перед работами Светлакова. Он угадывает и открывает внимательному зрителю «архитектуру» и целую симфонию красок в лежащем на столе плоде, в лилии в вазе. Да, у Сергея Светлакова природа – мудрый зодчий, своя «архитектоника» есть и у лимона, и у цветка, у складки скатерти, даже у зыбкой тени. «Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен».
К тому же Светлаков – одаренный сценограф, его театральные работы отмечены редким чувством стиля, тяжелые ритмы средневековых построек тяжело и точно резонируют драме Островского.
Сочетание ясной правды, безукоризненного вкуса с редким чувством собственного – подробного и лирического – видения, эти не так уж часто существующие достоинства позволяют увидеть в небольшой выставке высокий и совершенно особенный дар талантливого мастера.
 
Михаил ГЕРМАН
профессор, доктор искусствоведения, член Международной Ассоциации
художественных критиков (AICA)при ЮНЕСКО
и Международного Совета музеев (ICOM)
 
 
Уже несколько лет я слежу за творческим развитием  Сергея Светлакова. Мне запомнились его рисунки обнаженной мужской натуры – с какой-то лебедевской («Турецкие борцы»), чуть ироничной и вместе с тем сочувственной интонацией репрезентирующие  наивную маскулинность моделей. Мне уже тогда было симпатично то качество, которое отличало Сергея: он одновременно добивался некого обобщения и вместе с тем не скрывал тщательнейший, ощупывающе-тактильный характер рисования.  Этот принцип инвестирования времени в формообразование развит и в представленных на выставке живописных произведениях. Это – натюрморты, один портрет и несколько эскизов декораций (Светлаков , после Казанского художественного училища, закончил Ленинградский Государственный Институт Театра Музыки и Кинематографии и в качестве сценографа осуществил несколько   запомнившихся постановок, главным образом для Пермского Академического театра Оперы и Балета, но не только для него. Напомню его, пожалуй, наиболее известную работу:   дизайн костюмов к опере Эдисона Денисова "Пена Дней" (по роману Бориса Виана). Впервые  постановка оперы осуществилась в Перми, мировая премьера состоялась в Париже в 1986 году, спектакль, в ходе отчетных гастролей Пермского Академического театра, был показан и в Москве, на сцене Большого театра). Станковые вещи Светлакова носят откровенно оптический характер. Художник добивается не примитивной миметичности, а  ощущения присутствия формы в пространстве. Принцип сделанности (одна из ипостасей  временной инвестированности) включает зрительскую апперцепцию прежде всего как пространственно-познавательный процесс. Категории предметной узнаваемости считываются мгновенно, и на сцену выходят категории более сложных отношений с реальностью: весомость и безвесие, законченность, отстраненность предметной формы и её «прорастание», развитие, материальность и дереализация… Почему одни предметы как бы «пригвождают» своим весом пространственные планы, а другие  находятся в состоянии эквилибра, готовности «сорваться» вниз, согласно земному тяготению. Почему обычные складки на скатерти по петрово-водкински  монументальны и несут пространствообразующую нагрузку. Сложны и содержательны и отношения с плоскостью. Одни произведения  затягивают зрителя в «себя», в свое инобытие. При этом навигация в картинном пространстве характеризуется не только движением, но и остановками, паузами: формируются представления  осязательно-фактурного  плана, в другом случае – предметы переживаются в своей теплохолодности или переходах тональностей. Кроме затягивания вовнутрь холста, есть и некое движение вовне, на зрителя, который как бы подхватывает некоторые предметы, мысленно поглаживает их, взвешивает на руке, закрепляет эту память в своем эмоциональном опыте. Скромная ( всего 25 работ) выставка С. Светлакова умеет удержать внимание зрителей: сюжет, когда оптичность и лиричность идут рука об руку, довольно редок в нашем искусстве.
 
Александр БОРОВСКИЙ
Кандидат искусствоведения,
заведующий отделом  Новейших течений ГРМ
Заслуженный деятель искусств РФ
Член-корреспондент РАХ
 

 

 

вернуться назад вернуться назад
Вечер спонтанного сочинения. Алексей Орелович
2 апреля в 16.00 в музее-квартире Исаака Бродского...
Оценка качества работы музея на сайте Министерства культуры РФ
Уважаемые посетители! Просим вас принять участи...
Адреса
и карты проездов
филиалов




© 2008-2017 НИМРАХ. Дизайн - Петрова Е. Программирование - Станислав Якуббо - создание сайтов.

Цитирование и перепечатка материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя.