Музей
Выставки
Коллекции
События
Научная работа
Музей-детям
Информация
Санкт-Петербург, Университетская наб., 17
Тел.:  (812)323-3578, (812) 323-6496 
 
 
Скоро
Текущие
Постоянные
Архив выставок
Фотогалерея









Группа ВКонтакте

Группа FaceBook

Youtube

Instagram

Twitter



Подписка на рассылку:


Архитектурная графика А.Н.Воронихина. К 250-летию со дня рождения архитектора


28 октября 2009 года в 14.00 в Екатерининском зале Академии художеств состоится открытие выставки «Архитектурная графика А.Н.Воронихина. К 250-летию со дня рождения архитектора».

На ней будет представлено около 50 чертежей А.Н.Воронихина из собрания Научно-исследовательского музея Академии художеств, позволяющих достаточно полно очертить профессиональную деятельность зодчего.

Знаменитый автор Казанского собора в Петербурге родился в уральском  селе Новое Усолье и начал свой творческий путь как крепостной художник графов Строгановых.  Одна из ранних его работ («Вид замка Гленэ в Швейцарии») была создана в 1787г. как подарок и отчет графу А.С. Строганову об образовательном путешествии Воронихина с сыном графа Павлом за границу под руководством воспитателя Ж. Ромма. К этому же периоду жизни зодчего относятся и впервые представленные копии из увража по механике и архитектуре, выполненные им  во время изучения курса строительных наук в Париже в 1788 году. По возвращении в Россию в 1790г. Воронихин участвовал в реконструкции и отделке дворца Строгановых на Невском проспекте и их дачи в Новой деревне.

На выставке представлены листы, связанные с этим важным этапом  становления его как архитектора, которое происходило постепенно вслед за утверждением Воронихина в качестве художника.  В 1794 году он получил звание «назначенного» (в академики) за акварель  «Вид картинной галереи в Строгановском дворце», а в 1797г.  был признан академиком перспективной и миниатюрной живописи за «Вид Строгановской дачи». Лишь спустя три года, выполнив первый государственный заказ, проект галерей у ковша Самсон в Петергофе, Воронихин получил от Академии художеств звание архитектора, а затем был приглашен преподавать в архитектурном классе Академии.

В конце 1800-го года А.Воронихин приступил к созданию своего главного произведения – Казанского собора. Листы из собрания НИМ РАХ, относящиеся к этому проекту, интересны, как свидетельство авторства Воронихина не только  в отношении художественного замысла собора, но и в его практического воплощения. Автографы архитектора можно видеть на листе разреза храма по фундаменту и подвалам, а также на чертеже гранитной колонны для интерьера храма. Интересно, что эта колонна, изготовленная из оставшегося монолита, сначала была установлена в круглом дворе здания Академии художеств, а  с 1840-х гг. украшает Академический сад.

 Среди работ, занимающих важное место на экспозиции, листы с чертежами главных фасадов двух знаменитых произведений А.Н.Воронихина: Горного кадетского корпуса (1806г.) и дома для министра уделов.

К сожалению, многие замечательные творческие замыслы Воронихина не нашли воплощения. Среди них: показанные на выставке листы проекта Татарского подворья (1804 г.), которое могло стать  одним из ранних образцов историзма в петербургской архитектуре; конкурсный проект 1803г. мавзолея Павла I в Павловском парке (построен по проекту Тома де Томона); проект церкви Кавалергардского полка, а также проект Гатчинского сельского воспитательного дома, оригинального, сложного комплекса, сочиненного архитектором. Решение общественного здания как ячейки градостроительной структуры Воронихин применил и в целом ряде проектов больниц, один из которых представлен в экспозиции.

Важной темой в творчестве архитектора было проектирование храмов. В 1808-1810гг. он был привлечен к конкурсу по реконструкции Исаакиевского собора А.Ринальди. На выставке можно увидеть один из вариантов плана, предложенного архитектором. В 1813 году Воронихин работал над проектом крупного храма-памятника, посвященного Отечественной войне 1812-1814 гг. Один из семи вариантов, созданных архитектором, представлен в юбилейной экспозиции чертежами плана и разреза с проектом отделки интерьера. Наряду с крупными храмами для столицы Воронихин проектировал небольшие, по-видимому, по частным заказам, церкви, атрибутировать которые пока не удалось. На выставке представлены четыре фасада неизвестных храмов, интересные вариациями классицистической стилистики, выразительно характеризующими индивидуальность их автора.

В своей деятельности Воронихин много внимания уделил созданию садово-парковых и малых форм архитектуры. На выставке эта сторона его творчества представлена чертежами моста через речку Славянку  и оранжереи в Павловске, турецкого киоска в Царском Селе, а также проектами пристани и ограды со скульптурами львов.

Чертежи А.Н. Воронихина, хранящиеся в музее Академии художеств,  происходят из собрания знаменитого русского коллекционера В.Д. Аргутинского-Долгорукого, который,  в свою очередь приобрел их у наследников архитектора. На выставке показана лишь небольшая часть этой интересной коллекции, насчитывающей около двухсот листов. Некоторые из них имеют даты и авторские подписи, атрибутированы и снабжены архивными и исследовательскими материалами, но  многие еще требуют дальнейшего изучения, которое должно расширить наше представление о творчестве одного из талантливейших русских архитекторов.

Выставка будет открыта до 29 ноября 2009 года


 

вернуться назад вернуться назад
Библионочь 2017
 В рамках проведения всероссийской акции &quo...
XIX Международный фестиваль музеев «Интермузей-2017»
 С 25 по 29 мая в ЦВЗ «Манеж» про...
Адреса
и карты проездов
филиалов




© 2008-2017 НИМРАХ. Дизайн - Петрова Е. Программирование - Станислав Якуббо - создание сайтов.

Цитирование и перепечатка материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя.