Музей
Выставки
Коллекции
События
Научная работа
Музей-детям
Информация
Санкт-Петербург, Университетская наб., 17
Тел.:  (812)323-3578, (812) 323-6496 
 
 
Скоро
Текущие
Постоянные
Архив выставок
Фотогалерея









Группа ВКонтакте

Группа FaceBook

Youtube

Instagram

Twitter



Подписка на рассылку:


Архитектурная графика А.Н.Воронихина. К 250-летию со дня рождения архитектора


28 октября 2009 года в 14.00 в Екатерининском зале Академии художеств состоится открытие выставки «Архитектурная графика А.Н.Воронихина. К 250-летию со дня рождения архитектора».

На ней будет представлено около 50 чертежей А.Н.Воронихина из собрания Научно-исследовательского музея Академии художеств, позволяющих достаточно полно очертить профессиональную деятельность зодчего.

Знаменитый автор Казанского собора в Петербурге родился в уральском  селе Новое Усолье и начал свой творческий путь как крепостной художник графов Строгановых.  Одна из ранних его работ («Вид замка Гленэ в Швейцарии») была создана в 1787г. как подарок и отчет графу А.С. Строганову об образовательном путешествии Воронихина с сыном графа Павлом за границу под руководством воспитателя Ж. Ромма. К этому же периоду жизни зодчего относятся и впервые представленные копии из увража по механике и архитектуре, выполненные им  во время изучения курса строительных наук в Париже в 1788 году. По возвращении в Россию в 1790г. Воронихин участвовал в реконструкции и отделке дворца Строгановых на Невском проспекте и их дачи в Новой деревне.

На выставке представлены листы, связанные с этим важным этапом  становления его как архитектора, которое происходило постепенно вслед за утверждением Воронихина в качестве художника.  В 1794 году он получил звание «назначенного» (в академики) за акварель  «Вид картинной галереи в Строгановском дворце», а в 1797г.  был признан академиком перспективной и миниатюрной живописи за «Вид Строгановской дачи». Лишь спустя три года, выполнив первый государственный заказ, проект галерей у ковша Самсон в Петергофе, Воронихин получил от Академии художеств звание архитектора, а затем был приглашен преподавать в архитектурном классе Академии.

В конце 1800-го года А.Воронихин приступил к созданию своего главного произведения – Казанского собора. Листы из собрания НИМ РАХ, относящиеся к этому проекту, интересны, как свидетельство авторства Воронихина не только  в отношении художественного замысла собора, но и в его практического воплощения. Автографы архитектора можно видеть на листе разреза храма по фундаменту и подвалам, а также на чертеже гранитной колонны для интерьера храма. Интересно, что эта колонна, изготовленная из оставшегося монолита, сначала была установлена в круглом дворе здания Академии художеств, а  с 1840-х гг. украшает Академический сад.

 Среди работ, занимающих важное место на экспозиции, листы с чертежами главных фасадов двух знаменитых произведений А.Н.Воронихина: Горного кадетского корпуса (1806г.) и дома для министра уделов.

К сожалению, многие замечательные творческие замыслы Воронихина не нашли воплощения. Среди них: показанные на выставке листы проекта Татарского подворья (1804 г.), которое могло стать  одним из ранних образцов историзма в петербургской архитектуре; конкурсный проект 1803г. мавзолея Павла I в Павловском парке (построен по проекту Тома де Томона); проект церкви Кавалергардского полка, а также проект Гатчинского сельского воспитательного дома, оригинального, сложного комплекса, сочиненного архитектором. Решение общественного здания как ячейки градостроительной структуры Воронихин применил и в целом ряде проектов больниц, один из которых представлен в экспозиции.

Важной темой в творчестве архитектора было проектирование храмов. В 1808-1810гг. он был привлечен к конкурсу по реконструкции Исаакиевского собора А.Ринальди. На выставке можно увидеть один из вариантов плана, предложенного архитектором. В 1813 году Воронихин работал над проектом крупного храма-памятника, посвященного Отечественной войне 1812-1814 гг. Один из семи вариантов, созданных архитектором, представлен в юбилейной экспозиции чертежами плана и разреза с проектом отделки интерьера. Наряду с крупными храмами для столицы Воронихин проектировал небольшие, по-видимому, по частным заказам, церкви, атрибутировать которые пока не удалось. На выставке представлены четыре фасада неизвестных храмов, интересные вариациями классицистической стилистики, выразительно характеризующими индивидуальность их автора.

В своей деятельности Воронихин много внимания уделил созданию садово-парковых и малых форм архитектуры. На выставке эта сторона его творчества представлена чертежами моста через речку Славянку  и оранжереи в Павловске, турецкого киоска в Царском Селе, а также проектами пристани и ограды со скульптурами львов.

Чертежи А.Н. Воронихина, хранящиеся в музее Академии художеств,  происходят из собрания знаменитого русского коллекционера В.Д. Аргутинского-Долгорукого, который,  в свою очередь приобрел их у наследников архитектора. На выставке показана лишь небольшая часть этой интересной коллекции, насчитывающей около двухсот листов. Некоторые из них имеют даты и авторские подписи, атрибутированы и снабжены архивными и исследовательскими материалами, но  многие еще требуют дальнейшего изучения, которое должно расширить наше представление о творчестве одного из талантливейших русских архитекторов.

Выставка будет открыта до 29 ноября 2009 года


 

вернуться назад вернуться назад
Противодействие коррупции
 Противодействие коррупции Из Федерального з...
Концерт памяти академика живописи Олега Аркадьевича Еремеева
 МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ...
Адреса
и карты проездов
филиалов




© 2008-2017 НИМРАХ. Дизайн - Петрова Е. Программирование - Станислав Якуббо - создание сайтов.

Цитирование и перепечатка материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя.